Как подушки кончились?
Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Степан, бизнесменом вы стали ещё будучи студентом и направление выбрали необычное – шитьё подушек. С чего начинали? Как находили своего потребителя?
Степан Субботин: Мне всегда был интересен здоровый образ жизни. Уверен, что люди стремятся жить в экологически чистом пространстве. Ведь это обеспечивает здоровье человеку, да и затраты на обеспечение экологических условий жизни несоизмеримо меньше затрат на лекарства и различные методы лечения.
Начинал я с шитья подушек с натуральными наполнителями. Почитал литературу по организации бизнеса. Сам разобрался, как создать сайт интернет-магазина, заказал гречишную лузгу, нашёл в Кемерове поставщика кедровой стружки, подобрал ткани, определился со швейной мастерской, которая и отшивала продукцию по моему заказу. Первая партия разошлась среди друзей и знакомых, вторая – по рекомендациям.
Дальше реализовывал через магазины и Интернет. Параллельно выполнял заказы по уборке квартир. Т. к. приходилось иной раз самому развозить подушки заказчикам, были предложения по уборке. Пришлось вникать, чем убирать помещение, чтобы обеспечить экологическую чистоту и не навредить здоровью потребителя.
В процессе работы понял: чтобы обеспечить растущий спрос, нужны инвестиции, как на пошив подушек, так и на уборку квартир и офисов. После детального анализа перспектив развития бизнеса я полностью сосредоточился на клининговых услугах.
– Сегодня о развитии молодёжного предпринимательства говорят много. Но ведь на реализацию своих идей нужны деньги. Сколько денег вы изначально вложили в подушки? Где брали стартовый капитал?
– Стартовый капитал в производство подушек был небольшой – всего 5 тыс. руб. Где взять деньги? Заработать, накопить. Родители с детства приучили считать деньги. Все расходы и доходы у меня записаны, домашнюю бухгалтерию веду всегда. Вообще, до того как самому стать предпринимателем, я много работал в разных компаниях на разных должностях. Первые два курса университета (а учился я на специальности «финансы и кредит») работал бойцом студотряда.
Месил бетон, рубил лес. Большой опыт работы с заказчиком получил в компании, которая реализовывала системы водоочистки. Мне приходилось объяснять людям преимущества системы автономной водоочистки в городских квартирах, а затем эти системы мы устанавливали. Учёбе работа не мешала, потому что по большей части деньги я зарабатывал летом.
На старших курсах подрабатывал бухгалтером, специалистом тендерного сопровождения, менеджером в банке. После такого опыта сложилось уже определённое мировоззрение и понимание. Последним местом работы был банк. Работал в должности менеджера по продажам. Проработав некоторое время, окончательно определил для себя, чем хочу заниматься в жизни. Решил реализовывать собственные идеи и проекты.
В сферу уборки пришёл, когда увидел потребность рынка. Знакомым нужно было помыть окна в коттедже. Тогда-то я и открыл клининговую компанию. Это было в 2012 г. Сначала мы обслуживали только граждан: убирали квартиры, коттеджи, мыли окна. Потом добавили химчистку, стирку, услуги домработниц. Затем стали обслуживать и предприятия – мыть фасады, ежедневно прибираться в их помещениях и на прилегающих территориях.
Сейчас ко всему этому добавилось комплексное обслуживание: мелкий ремонт, спецработы, глубокая размывка полов, нанесение защитных покрытий и т.д. Зарегистрировал собственную компанию. Сегодня у меня работают 29 человек: четыре человека в администрации и 25 человек персонала.У нас есть заказы, есть чем платить зарплату.
Здесь, конечно, мне помог опыт работы в различных компаниях. Подход к работе, например, позаимствовал в одной из них. Там руководитель смог построить работу команды так, что мы были заинтересованы в результате, старались выполнять свои обязанности качественно.
– Производство подушек вы прекратили, когда поняли, что нужны большие вложения. Что делать тем, чьи товары или услуги не продаются?
– Если товар или услуга не приживаются на рынке, изучите сам рынок, его сегодняшние потребности, интересы потенциальных клиентов. Не бойтесь экспериментировать, менять направление. У меня, например, было уже около десяти направлений бизнеса.
Среди них даже небольшая столовая возле одного из учебных заведений, но мне стало скучно в этом деле, и я из него вышел. Если говорить о подушках, то я понял, что для успеха в этот бизнес нужно много вкладывать и расширять производство. Что касается клининговых услуг, то они сегодня популярны, поэтому их нужно было дать рынку.
Какие перспективы у бизнеса?
– С какими проблемами вы сталкивались в начале своей предпринимательской работы? Как кризис повлиял на работу?
– Мне представляется, что у малого бизнеса вообще не должно быть больших проблем. Это же узкоспециализированное направление. Да и объём оказываемых услуг здесь не такой большой. А у того, кто оказывает услуги качественно, всегда есть клиенты, а значит, есть работа. Вообще, уверен, что самый главный инвестор в любом бизнесе – клиент.
А хорошая услуга или товар будут востребованы всегда. Например, если говорить о клининговой компании, исполнили мы хорошо свой первый заказ – нас клиенты порекомендовали своим знакомым, и так по цепочке. Постепенно стали получать прибыль, докупать оборудование. Добавились клиенты, нас стали узнавать на рынке услуг.
– Выходит, кризиса в малом бизнесе не существует? Каковы, по вашему мнению, перспективы развития малого бизнеса?
– Чтобы пережить любой кризис, нужно работать. Главное, чтобы государственная политика в области малого бизнеса не менялась часто. Установили порядок минимум на три года, а лучше на пять. Тогда можно планировать, смело развивать базу и т. д. Также я бы посоветовал бизнесменам тратить минимум времени на подготовку. Нельзя позволять себе потухнуть на этапе планирования, нужно реализовать свой проект, смотреть на реакцию рынка, пробовать свой товар или услугу на друзьях и знакомых.
Для этого не потребуется больших первых вложений. Повторюсь: нужно понимать, что основной инвестор – клиент, потребитель твоих идей. Если он есть, предприятие будет развиваться. На любом рынке существует конкурентная борьба, но не надо зацикливаться на гонке за конкурентами и стремиться им соответствовать. Я пришёл к выводу, что правильней изучить поведение и желания целевой аудитории и дать ей то, что она хочет, и немного больше.