Кемеровская область была первым регионом России, заявившим о готовности принять беженцев, обеспечив их жильём и работой. На сегодняшний день в Кузбассе уже 1790 украинцев. Они живут у родственников, друзей или просто в гостях у неравнодушных людей, а в областном центре беженцев поселили в общежитиях Южного и Кировского районов.
Всё «на общак»
Когда на юго-востоке Украины объявили всеобщую мобилизацию в Национальную гвардию, 33-летний сын Людмилы Богаченко должен был идти воевать. Вот только где, с кем, за что и, самое главное, против кого – женщине было непонятно. Поэтому она решила: надо бежать, куда глаза глядят. Теперь Людмила – староста украинской общины в Кемерове, сын Валерий приехал с ней.
«Наличных денег в Украине ни у кого не было. Продать квартиру, машину или бытовую технику невозможно, поэтому мы бросили всё, купили на сбережения билет на самолёт и полетели до Астаны, где когда-то жили, – вспоминает Людмила Геннадьевна. – Уже в Казахстане мы узнали, что нас, беженцев, готовы принять в Кемеровской области. Аман Тулеев вообще личность легендарная и довольно известная, а самое главное – он слово своё держит. Мы ему очень благодарны за то, что Кузбасс нас принял с распростёртыми объятьями и согрел своей любовью».
Людмилу с Валерием в обладминистрации встретили представители департамента труда и занятости населения и отвезли в общежитие бывшей коррекционной школы на Халтурина, 21. Потом туда добрались ещё пять человек, а т. к. ни одежды, ни еды, ни средств к существованию ни у кого не было, поняли, что каждому по отдельности будет трудновато. Всё полученное от кузбассовцев решили делить поровну. Вот так и появилась украинская община.
«Сейчас в нашей общине 67 человек, 20 из них – дети. У нас общий бюджет, общий холодильник, большая столовая, варим мы на всех в большой кастрюле. Каждый день назначаем пятерых дежурных, которые готовят, моют посуду, убирают двор и следят за порядком в доме, – рассказывает об особенностях общинного быта Людмила Богаченко. – Нам мебель новую привезли, сейчас вот ремонт полным ходом идёт. Люди приносят нам вещи, деньги и продукты. Машины из Новокузнецка, Юрги и даже Томска приезжают. Огромное спасибо всем, кто нам помогает!»
Счастье, а не ссылка
Путь из Украины в Кузбасс неблизкий: от Днепропетровска до Кемерова ехать больше 4 тыс. километров, но, несмотря на это, люди уезжают на машинах и поездах, улетают на самолетах, подальше от бомб, пуль и непонятной братоубийственной войны в надежде начать новую жизнь с чистого листа. У каждого беженца своя невесёлая история, но с хорошим финалом. Например, три семьи прочитали о Кузбассе в Интернете и каким-то чудом доехали до нас на микроавтобусе.
Денег едва хватило на бензин, поэтому в дороге ели только «Мивину» – украинскую вермишель быстрого приготовления. Отец-шахтёр ещё одной семьи уехал раньше своих домочадцев, устроился тут на работу и хотел подкопить денег для жены и дочки, да не успел – им нужно было срочно уезжать. Деньги на билеты до Кузбасса наскребли, но на границе их не пропустили – на выезд ребёнка нужно согласие отца. Проблему помогла разрешить кемеровчанка, работающая юристом. Она не просто дала бесплатную консультацию, но на свои собственные деньги отправила письмо с документами. Пару дней назад из Днепропетровска приехали ещё несколько человек – билеты для них купили на деньги кузбассовцев.
«Мы прекрасно знаем, что в Кузбассе суровый климат, но холодные зимы нас не пугают. Ведь люди не просто приносят валенки, сапоги, дублёнки и куртки, вместе с ними они дарят нам свою теплоту, заботу и любовь, которые нас согреют в любые морозы, – с улыбкой говорит Людмила Геннадьевна. – Когда мы ещё были в Украине, с экранов телевизоров твердили: «Давайте, давайте, езжайте в Россию! Вас там в Сибирь сошлют, в тайгу отправят!» Сейчас я говорю всем: это не ссылка, а счастье. Вы ещё попробуйте попасть в Сибирь, где живут такие милые, отзывчивые люди».
Смотрите также:
- Фронтовой дневник. «Честное слово, что всё это правда» →
- В окружении тайги. Для кого деревня – спасение? →
- «Ты должна быть счастливая» →