В кемеровском музее-заповеднике «Красная Горка» в середине июля открылась выставка «Фотосалон», в центре внимания которой – фотоаппараты и фотоаксессуары 1930-1990-х годов. Она напоминает, насколько ценной раньше была фотография и насколько сложной была работа фотографа. kuzbass.aif.ru узнал, что должен был уметь фотограф и какой была ретушь 50 лет назад.
С треногой на похоронную машину
Ирина Бабенко, фотограф с практически 50-летнем стажем из Берёзовского, вспоминает, что в 70-е годы прошлого века от народу не было отбоя: люди всех возрастов ходили делать в фотосалон (на шахтёрский город их было четыре) художественные портреты. Сама Ирина Григорьевна в этом искусстве оказалась почти случайно: прошла годичные курсы при «Кузбассфото «Зените» и в 1976 году устроилась работать на тех самых деревянных ящиках со стеклянными пластинами-негативами и объективом, стоящих на трёх ногах. Никак не думала, что останется в этой профессии до конца.
«Я знала в своём микрорайоне всех новорождённых, видела через снимки, как растут дети и кто умирает, потому что каждый год к нам приходили семьи и фиксировали важные моменты жизни. Выезжала и на похороны, которые меня, тогда молодую девчонку, просто шокировали. Чтобы правильно снять покойного, нужно было залезать на похоронную машину вместе с громоздким оборудованием. По итогу выходило около 10 фотографий с разных ракурсов. Запечатлевали и горевавших близких. В советское время была развита культура похоронных фотосъёмок, у нас даже были специальные выездные бригады», - вспоминает берёзовчанка.
Развивающиеся технологии уже в конце прошлого века вытеснили массивные треноги. На смену им пришли плёночные фотоаппараты, а затем цифровые. Современную технику Ирина Бабенко освоила быстро. По её словам, это те же фотоаппараты, хотя и технология другая. Жалеет только, что фотопечать практически исчезла и фотоальбомы уходят в прошлое.
«В социальном смысле фотография по-прежнему осталась очень важна. Без неё никуда: репортаж, документальные фото, портреты. В памяти остаётся то, что остаётся на фотографии. Процесс съёмки стал гораздо проще, изменился формат. Если раньше фотография была производственным потоком, то сейчас она - достояние всех. Но любитель всё-таки отличается от профессионала», – считает Ирина Бабенко.
Снимок на вечность: взгляд со стороны
Пенсионерка из Тяжина Татьяна Парчутова рассказывает, что будучи студенткой мариинского совхоза-техникума с 1974 по 1978 год вместе с подружками была частой гостьей местного городского фотосалона. Частой – это пару-тройку раз в год (тогда по каждому поводу не фотографировались, но, например, успешно сданная сессия поводом была). Фотосалон находился в центре недалеко от действующего горсада и с виду был обычным деревянным домиком. Внутри стояла дорожная камера-тренога, которой умело управлял пожилой мужчина-фотограф. По времени процесс занимал не больше 15 минут: фотограф просил занять нужную «правильную» позу и приготовиться, делал снимок, выбирал лучшее фото и отдавал через определённое время. Фотокарточки всегда нравились.
«Фотографии в то время были чудом, снимком на вечность. Я часто любила смотреть на фото отца, который в 1946 году был командиром корабельной пушки во время войны с Японией. Там же, на корабле, его и засняли. Столько лет прошло, а качество снимков до сих пор хорошее, они не пожелтели и не потускнели. Для нас, молодых девчонок, в 70-е годы поход в фотосалон был событием: мы готовились, наряжались, неделю ждали снимки. Сейчас они мне очень дороги, потому что запечатлели меня в юности, в самое счастливое время жизни», – вспоминает Татьяна Парчутова.
Когда «началась» кузбасская фотография?
Одним из известнейших фотолетописцев Кузбасса прошлого века был Павел Мельников, который переехал из Каннского уезда (ныне Новосибирская область) в провинциальный тогда Щегловск. Он увлёкся фотографией и на первые накопления приобрел деревянный фотоаппарат с треногой. Стал фотографировать городские улицы, дома, новостройки. Фотография стала смыслом жизни Мельникова, и щегловцы, жившие тогда, вспоминали развешанные по всему дому Павла фотографии. Многие его снимки стали единственными источниками по истории архитектуры нашего города. О том, каким были дома первых поселенцев города, крестьян Щегловых, теперь говорят только фотокарточки.
В 1983 году Мельников создал альбом «Кемерово вчера, сегодня, завтра», в который вошли 276 авторских уникальных фотографий. В основном на них было изображено то, что было, и то, что стало. Игорь Усков пишет, что фотолетопись наглядно показала 70-летний путь от старого села Усть-Искитимского до крупного индустриального города, областного центра. Сейчас существует два экземпляра этого альбома: один находится в Кемеровском областном краеведческом музее, второй – в государственном архиве.
Пять лет назад в преддверии празднования 100-летия Кемерова сотрудники «Красной Горки» обратились к горожанам с призывом поучаствовать в создании фотовыставки об истории города. Основой идеи стала цитата голландской колонистки Нелл Фис, работавшей в АИК «Кузбасс» в 1920-е годы и затем посетившей город в 1967 году: «Нет слов, чтобы полно и ярко выразить, какое впечатление произвел на нас город, который мы считаем родным для себя. Образно говоря, из маленького семечка, каким он был 40 лет назад, вырос огромный, прекрасный подсолнух!». Эту выставку можно посмотреть онлайн и в самом музее. Сотрудники по-прежнему собирают архивные фото, на которых видны кемеровские объекты.
Как отличить хорошего фотографа от плохого?
Понятие «хороший фотограф» у каждого своё, так как представление и видение, какими должны быть хорошие снимки, у всех разные. Но если брать в целом, то «хороший фотограф» – это совокупность профессиональных знаний, умений и навыков в фотоискусстве и, как результат, продукт его деятельности – фотоснимки, соответствующие требованиям клиента.
Хороший фотограф:
– Должен иметь портфолио для презентации своего продукта по запрашиваемому жанру фотосъёмки. В портфолио должен быть свой узнаваемый стиль фотографии;
– предоставляет клиенту ссылки на хорошие отзывы о своей работе;
– свободно общается с новыми клиентами. Перед съёмкой может предложить встретиться, чтобы познакомиться поближе и обсудить детали предстоящей фотосессии;
– может посоветовать действующих стилистов и визажистов города, а также помочь выбрать локацию для съёмки;
– продумает вместе с вами мудборд - визуальное оформление будущей съёмки, состоящее из фотографий и описаний к ним;
– открыто озвучивает цены на свои услуги.