Примерное время чтения: 3 минуты
67

Дышишь? Значит, живешь!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 16/04/2007

УГОЛЬ добывается для всей России, а ущерб от все возрастающего техногенного воздействия на природу достается одному Кузбассу.

Картина впечатляющая:

- суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу Кемеровской области составляет около 1,5 млн тонн в год, что превышает почти в два раза показатели вместе взятых Алтайского края, Республики Хакасии, Новосибирской и Томской областей;

- нагрузка на единицу площади по выбросам в Кузбассе составляет 13 тонн на квадратный километр (у томичей - 0,9, у иркутян - 0,6, у новосибирцев - 1,1);

- в регионе с относительно небольшой площадью - всего 96 тыс. кв. км - расположено свыше 3,5 тыс. действующих промышленных объектов, в том числе шахты, разрезы, крупнейшие металлургические и химические заводы;

- выведено из оборота более 100 тыс. гектаров плодородных земель, исчезли около 300 рек;

- профессиональная заболеваемость кузбассовцев остается самой высокой в России, в 8 раз превышая средний уровень;

- за два последних года зафиксировано 200 случаев провала земной коры;

- не утилизируются сельскохозяйственные отходы, располагающиеся, как правило, на открытых площадках животноводческих комплексов, что приводит к загрязнению почв и водных объектов.

На таком фоне информация, что правительство намерено лишить кузбассовцев с боем вырванной в ходе шахтерских забастовок 30-процентной поясной надбавки к зарплате (так называемого "северного коэффициента"), могла вызвать лишь справедливое негодование. Выступавший на расширенном выездном заседании комитета Госдумы по экологии губернатор Аман Тулеев особо отметил этот момент. И даже пригласил сотрудников Минэкономразвития во главе с министром Германом Грефом пожить в Сибири хотя бы год, дабы на себе испытать прелести восьмимесячной зимы и задуматься, не стоит ли "северные" для кузбассовцев не убрать, а поднять - хотя бы до 50%.

Эффективность природоохранной политики в регионах во многом зависит от состояния законодательной базы. А она на федеральном уровне сплошь состоит из белых пятен. До сих пор не приняты общероссийские законы "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", "Об охране почв", "О зонах экологического бедствия", "Об экологическом аудите" (последние два проекта находятся в стадии хронического рассмотрения госдумовцами с 1996 года!). Отсутствует механизм компенсации причиненного вреда окружающей среде, имуществу и здоровью населения.

Депутаты облсовета за последние три года неоднократно направляли в Госдуму и правительство России обращения, выходили с законодательными инициативами (получившими, отметим, поддержку большинства субъектов РФ) о необходимости принять конкретные федеральные законы. Результат обычно был отрицательным.

Вот судьба одного такого законопроекта - "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". Заявлен как федеральный он был еще в 2002 году. За прошедшие годы кузбассовцы с учетом мнений общественности и ученых предлагали свои поправки (типа "увеличить размер штрафов и ужесточить ответственность за нарушение норм экологической безопасности, т. к. плата должна быть адекватна нанесенному ущербу"), но они так и не были учтены (позднее Владимир Грачев, председатель комитета по экологии Госдумы, сообщил, что данный законопроект "находится в стадии заматывания" между разными ведомствами, все согласовывающими и согласовывающими поправки к документу).

В идеале для региона должен быть разработан комплекс мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба на территории Кемеровской области.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах