-УТРОМ просыпаюсь рано, есть не хочется, а люблю кусочек сыра с душистым чайком. Теперь не покупаю: очень дорого, - тыча в витрину пальцем, жалуется пожилая женщина.
И НЕМУДРЕНО. Твердые сыры, которые летом стоили около 150-160 рублей за килограмм, "подскочили" до 240-250 рублей. Для кошелька пенсионеров очень накладно. А магазин, между прочим, около витрины которого происходил разговор, не самый дорогой в центре Осинников - "Татьяна". Людмила БЕЛОУСОВА, его заведующая, уверяет, что магазинная наценка за последнее время не увеличилась ни на один продукт, а цены растут как грибы "благодаря" поставщикам:
Магазин "Золотая осень" расположен в более "платежеспособном" районе. Здесь и молоко дорогое долгого хранения люди разбирают, и полуфабрикаты, и колбасы, и мясные деликатесы.
Глядя на прилавки, нетрудно сделать вывод, что администрация магазина готова работать с любыми поставщиками - и местными, и другими, лишь бы их продукция нравилась покупателям и по цене, и по качеству. А мы все такие разные! И угодить всем трудно. Кому-то молоко за 20 рублей кажется дорогим, а кто-то на вечер и в "Татьяне" умудряется покупать коньяк "Эдуард" по цене 1540 рублей. В супермаркетах и по 20 тыс. коньяк продают.
Для обыкновенных горожан, как и во всем Кузбассе, власти устраивают ярмарки. Прошли они и в городе, и в поселках Тайжина и Малиновка. Здесь цены по-хорошему удивляют всех: и пенсионеров, и работающих, которые по счастливой случайности смогли туда попасть. Поэтому народ встает в очереди и ждет, пока все не кончится. Еще бы! Яйца, которые в магазине стоят 30 и более рублей за десяток, птицефабрика продает за 16-18 руб. в зависимости от сорта. Молоко сгущенное от "Хладокомбината" ниже оптовой цены, сахар 17 руб. 40 коп. Славинский совхоз продает капусту по 5 рублей за килограмм. Колбаса, полуфабрикаты, мясные копчености ИП Решетникова сметаются с прилавков. К удивлению организаторов, в поселковой местности, где почти у каждого огород, востребованными оказались капуста, морковь, свекла и даже картошка, не говоря о фруктах. На недавней ярмарке в Тайжине люди раскупили все овощи.
Непонятным остается только одно: почему эти производители не отпускают магазинам свою продукцию по ярмарочным ценам, неужели в магазинах "накручивают" ее на 100%? Может, сделать тогда ярмарки постоянными и создать таким образом реальную конкуренцию магазинам? Глядишь, и начнут цены скидывать. А пока, глядя, с какими сумками уходит народ с ярмарки, вспоминаешь банальную фразу: на всю жизнь не запасешься.
Все дело в переделе
О ПРЕДСТОЯЩЕМ в начале осени экономическом кризисе Елена АРТЮХ, кандидат политических наук, доцент кафедры философии НФИ КемГУ, говорила еще весной. Тогда наши вопросы касались другой темы, но пришлось затронуть и повышение цен: "Дефолта подобного тому, что мы пережили в 1998 году, не будет, - сказала Елена Васильевна, - но финансовое потрясение коснется всех". Сегодня мы попросили Елену Васильевну объяснить подмеченные ею тенденции.
ПРИЧИН резкого взлета цен на самые необходимые продукты, по мнению Елены Васильевны, несколько, но в основе лежит передел сфер влияния. К внешним причинам можно отнести влияние на российскую экономику европейского рынка, где цены на продовольствие увеличиваются. Зарубежные компании стремятся распространить свое влияние на территорию России, потому что наша страна для них является хорошей сырьевой базой плюс это хороший рынок сбыта товаров из Европы. Отечественные компании, разумеется, сопротивляются. Основной целью обеих сторон является монополизация. Этот процесс достаточно глобальный и просматривается в большинстве отраслей российского производства.
Основные внутренние причины можно приурочить к предстоящим выборам как в Госдуму, так и выборам президента. В их преддверии обострились отношения между политической и экономической элитой. Обе они стремятся войти и закрепиться в стане противника. Политической власти необходима поддержка финансовая, а представителям бизнеса нужна поддержка политическая. При этом они не всегда идут рука об руку. Бывают и противостояния в борьбе за сферы влияния. Для того чтобы политическая элита смогла задержаться у власти, в ход идут отработанные политтехнологами сценарии. При этом идет манипулирование сознанием электората и дискредитация экономической элиты.
Дело в том, что в условиях стабильности на политическую арену могут выходить новые, в том числе и создаваемые экономической элитой партии, что крайне нежелательно для действующей власти. При условии кризиса срабатывает социопсихологический механизм страха населения перед будущим. Электорат начинает ориентироваться на сильного, а это, как правило, и есть правящая партия и президент. Остальные партии отходят в тень. При этом бесконтрольный рост цен является минусом для экономической элиты, которая "показывает", что работает не в пользу государства и этим себя дискредитирует. То, что предпосылки подорожания жизненно важных продуктов были политическими, обычно при реализации подобных сценариев остается в тени.
Еще одним баллом в пользу политической элиты в самое ближайшее время, по мнению Елены Васильевны, станет актуализация аграрного вопроса. Сельское хозяйство - именно та тема, которую, как правило, в ситуации кризиса начинают муссировать. С одной стороны, это отвлекает от других проблем, а с другой - всегда можно предложить программу ее решения, что очень нравится большей части электората. При этом в сельском хозяйстве результат всегда ожидается весьма отдаленный, а его отсутствие всегда можно списать на неурожай, падеж скота и т. д. Забегая немного вперед, можно смело предположить, что в выступлениях сегодняшних политиков тема, связанная с подъемом сельского хозяйства, станет самой популярной, причем это будет характерно как для партии власти, так и для партий, находящихся в оппозиции.
Есть все основания предполагать, что цены на основные продукты питания будут остановлены, по крайней мере, до выборов президента. Электорат, получивший подтверждение силы правящей элиты, поддержит ее кандидатов на выборах. Немного позднее произойдет рост цен на энергоносители, а за ним и на все товары народного потребления. Но это будет уже общее подорожание, а не колебание цен в отдельно взятом рыночном сегменте.