Примерное время чтения: 4 минуты
85

Очередь за вагонами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 17/09/2008

ЗАВЕРШЕНИЕ летнего сезона принесло угольной отрасли Кузбасса не только рост угледобычи, но и печальные "рекорды". По итогам августа на складах угольных компаний скопилось угля в несколько раз больше норматива - из-за недостатка порожних полувагонов угольщики не могут его вывезти. Как прогнозирует деловое издание "Континет Сибирь", в сентябре улучшения ситуации в сфере перевозок угля ждать не приходится.

- ПРОБЛЕМА нехватки железнодорожного транспорта очень острая и касается не только угольного бизнеса, но также горнорудного и металлургического, - сообщил на недавней интерактивной пресс-конференции для региональных журналистов вице-президент ООО "ЕвразХолдинг" по корпоративным вопросам Павел ТАТЬЯНИН. - Вагонный парк в России по сравнению с советскими временами сократился с 25% до 40%. Эта проблема существует в течение всего года, но особенно обостряется летом, когда идет так называемый "северный завоз" и начинаются перевозки зерна.

Нынешним летом ситуация оказалась особенно острой. Кузбасс ощутил существенную нехватку транспорта для вывоза угля раньше, чем начались, например, перевозки зерна. На конец мая, по данным Федерации профсоюзных организаций Кузбасса, на складах угольных компаний скопилось 8 млн тонн угля, на конец июня - уже 9,5 млн тонн. Сейчас запасы угля на складах угольных компаний составляют около 14 млн тонн, что примерно в три раза больше норматива. "Невывезенный уголь - это не только потерянная прибыль угольных компаний, - говорит вице-губернатор Кемеровской области по промышленности и энергетике Андрей МАЛАХОВ. - Превышение нормативов хранения угля на складах - это еще и серьезная угроза промышленной безопасности предприятий, поскольку уголь в таких количествах не только теряет в качестве, но и способен самовозгораться".

Еще два-три года назад угольные компании не стремились обзаводиться собственным вагонным парком: тариф на пробег "постороннего" вагона выше, чем вагона, находящегося в собственности РЖД. Однако сейчас ситуация изменилась. В частности, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", имеющее в Кемеровской области наибольшие объемы добычи (около 46 млн т в 2007 году), планирует в ближайшие пять лет создать собственный парк из 9 тыс. полувагонов.

Компании, ранее начавшие создавать собственные вагонные парки, сейчас уже планируют дальнейшую работу. Так, в составе ЗАО "ХК "Сибирский деловой союз" уже четыре года действует ОАО "Холдинговая компания "Новотранс". Парк подвижного состава "Новотранса" на 1 июля этого года составлял 10,4 тыс. единиц. В "Новотрансе" решение увидели в создании собственных депо. На церемонии открытия вагоноремонтного депо в Иркутской области в августе этого года генеральный директор ОАО "ХК "Новотранс" Сергей ГРИШИН заявил: "В связи с тем, что наша компания планирует дальнейшее увеличение вагонного парка, принято решение построить и запустить в 2009-2010 гг. два вагоноремонтных предприятия - в Подмосковье и в Прокопьевске Кемеровской области".

- Ввод в эксплуатацию депо в Прокопьевске намечен на февраль 2009 года, - говорят представители кузбасской обладминистрации. - Новый завод будет ремонтировать более 5 тыс. вагонов в год, что позволит упростить ситуацию с подвижным составом и обеспечить стабильную работу железной дороги.

Однако, пожалуй, самый экстравагантный выход из ситуации в Кемеровской области нашла компания "Мечел" (угледобывающий актив "Мечела" - компания "Южный Кузбасс"). Чтобы не возить хотя бы часть угля до сети дорог общего пользования вагонами, в компании принято решение о строительстве трех канатно-ленточных закрытых конвейеров. Протяженность этих конвейеров должна составить 30 км, суммарная мощность - 30 млн т угля в год. Конвейеры соединят ЦОФ "Кузбасская" со станцией Чульжан Абаканского отделения КрасЖД, разрез "Сибиргинский" - со станцией Тальжино на юге Кузбасса, шахту "Ерунаковская" - со станцией Бардино (также на юге Кемеровской области). По данным департамента ТЭК администрации Кемеровской области, благодаря этому должно освободиться около 150 тыс. железнодорожных вагонов в год. Первый конвейер "Южный Кузбасс" планирует запустить уже в будущем году.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах