УЖЕ около 20 лет с экранов телевизоров на нас планомерно обрушивается лавина насилия, секса, сообщений о войнах, кризисах и беспределе власть имущих. Уже целое поколение выросло, которое теперь картинкой с телеэкрана не удивишь. Изменил ли нас такой "телешок", мы спросили у Владимира ГОРДЕЕВА, заместителя главного врача по медицинской части ГУЗ "Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница".
- Владимир Алексеевич, секс и насилие прокрались даже в выпуски новостей. И поливают нас этим уже долгие годы. Как на нас влияет наше телевидение?
- В принципе, на нас влияет любая информация, которая поступает извне. Но обыденная жизнь частью забывается. На многое мы не обращаем внимания, например, в пути на работу. А телевизор - это особый источник информации, как газеты или книги. К ним еще есть отношение как к источникам достоверной и выверенной информации. Поэтому мы запоминаем то, что нам говорят по телевизору, то, что прочитали в книгах.
И если по телевизору мы видим только сообщения о катастрофах и кризисах, то независимо от нас повышается уровень тревожности. Мы начинаем воспринимать угрозы, о которых слышим, как направленные против нас. Конечно, каждый человек преодолевает это состояние по-своему. У кого-то может развиться депрессивное состояние, у кого-то - невротическое, кого-то повышенный уровень тревожности может привести к необычной вспыльчивости и агрессивности, а кто-то спокойно перенесет все тревожные сообщения.
Есть и другой аспект влияния. На экранах телевизоров мы видим сцены, которые вызывают у нас эмоциональные реакции, в том числе это передачи с откровенными сюжетами на темы секса, насилия. Самые впечатляющие кадры откладываются в памяти. И это не просто воспоминание о фильме или передаче. Эти кадры могут становиться готовыми моделями поведения. Если с человеком происходит экстремальная ситуация, а у него нет необходимого опыта действий, он может применить модель, которую почерпнул с экрана. Особенно это характерно для подростков, у которых вообще еще мало жизненного опыта. Ну и хорошо известно, что дети копируют поведение своих героев. И они повторяют сцены насилия, если главный положительный герой в фильме использовал силу для победы добра над злом, - это пример для подражания.
Откровенные передачи о сексе молодым людям можно смотреть, когда они уже умеют делать моральный выбор, могут решать, что хорошо, а что плохо. Если зритель имеет такой опыт, он может смотреть передачи и фильмы любого содержания.
- Зачем же показывать то, что ранит душу? Может, просто убрать из эфира все, что может неправильно повлиять на людей?
- Сортировать содержание эфира, конечно, надо. Но и только позитивным все быть не должно. Человеку нужна доля стресса, чтобы он был адаптирован к окружающей действительности. И телевизор с исключительно позитивными передачами искажал бы действительность. Другой вопрос, как нам надо подавать информацию. Это дело вкуса, дело профессионализма создателей передач. Они работают так же, как повара. Стоит пересыпать специй, и блюдо испорчено. А пресное никто есть не будет.
Когда зритель смотрит телевизор, он картинку сопоставляет с тем, что видит в реальной жизни. Если на телеэкране все будет в розовых тонах, то это вызовет неприятие. Даже в лечебных целях только позитивные образы на телевидении использовать нельзя. Лечить стрессы надо не телевизором, а у специалистов.
- Как вы оцениваете сериалы? Многие без отрыва их смотрят, как будто сами живут в телевизоре.
- Лично я против мыльных опер по телевизору, т. к. это подмена реальной жизни. Люди погружаются в жизнь своих телегероев, их эмоции, а должны бы иметь отношение к реальному миру. Привыкание к сериалам сродни игромании и подростковому желанию уйти в виртуальную реальность. Тревожит здесь то, что молодые люди не получают необходимого социального опыта, остаются незрелыми, когда нужно начинать взрослую жизнь.
Конечно, в сериалах есть определенная доля жизни. Я смотрел, как и все, "Рабыню Изауру". Тогда сериал был чем-то новым.
- Как вы смотрите на то, что сообщения о падении самолета или военной операции, передачи о зверствах маньяков прерываются рекламой? Сначала мы видим кровь, а потом розовый йогурт и облизывающуюся девушку. Это не чревато шизофренией?
- Не сказал бы, что реклама в передаче о маньяках будет иметь серьезные последствия. Но вот передачи, которые требуют от человека вдумчивого восприятия, думаю, не стоит прерывать рекламой. У каждой передачи есть сюжет, сценарий, ритм. Аудитория настраивается на этот ритм, а тут раз - и реклама. Конечно, у телеканала есть свои финансовые интересы. Если они стоят выше ответственности перед зрителем и этики, с этим кроме руководства канала никто ничего не сделает.
- Не встречались ли Вы с такими случаями, когда телевизор довел человека до психиатрической больницы?
- Психиатрия скучнее, чем кажется. Здесь все приземленнее. И я не могу вспомнить хотя бы одного пациента, который страдал бы от последствий увлечения телепередачами. Единственный период был, когда к нам поступали люди "от телеэкранов", это времена передач Кашпировского и Чумака. Кто-то из кемеровчан не мог выйти из транса и т. д. Сейчас это уже в прошлом.
- Ну все же что-то позитивное можно найти в телеэфире? Что можно посмотреть, чтобы расслабиться?
- Позитивно на человека влияют любые передачи о природе. Она более гармонична и разнообразна, чем наш урбанизированный мир. Жизнь в крупном городе при большом скоплении людей - это уже стресс.