ПО СТАТИСТИКЕ, самолет - самый безопасный, удобный и быстрый вид транспорта. Но сколько бывает с ним проблем: то погода нелетная, то птица в двигатель попадет. Как сегодня складывается ситуация с вылетом пассажиров из Кемерова и куда чаще всего летают кузбассовцы рассказывает первый заместитель директора единственного в нашей области Международного аэропорта Кемерово Игорь ИВАНОВ:
- БОЛЬШЕ суток мы рейсы никогда не задерживали. Даже когда была кризисная ситуация с авиакомпанией "Kras Air" серьезных задержек не было. Хотя недавно около суток пассажиры не могли улететь в Анталию в связи с неприбытием воздушного судна: самолет прямо из Красноярска улетел в столицу Турции, а потом только в Кемерово. На время ожидания все желающие были размещены в гостинице, некоторые пассажиры поехали домой.
Аэропорт принимает все усилия, чтобы пассажиры улетели вовремя. А если самолет приходит с опозданием, мы стараемся вне графика подготовить его к вылету.
- Куда сегодня можно улететь из Кемерова?
- Сегодня из нашего аэропорта постоянно вылетают самолеты в Москву и Владивосток. Зимой - чартерные рейсы до Таиланда, летом - Турция, Сочи и Анапа. А совсем недавно впервые за одиннадцать лет мы полетели в Египет.
- Раньше был рейс до Красноярска. Почему сейчас его нет?
- Этот рейс совершала компания "Air unior". Сейчас эта компания разорилась, поэтому и самолет до Красноярска теперь не летает. До Красноярска чаще всего летали автомобилисты, чтобы оттуда улететь во Владивосток. Но сейчас авиакомпания "Владивосток-авиа" выполняет туда прямые рейсы.
- В какие-то другие города в ближайшее время можно будет улететь из Кемерова?
- Думаю, пока нет. Например, возьмем Екатеринбург или Самару. В самолете 180 мест, а сколько полетит? Не больше 30. В тот же Красноярск у нас летали 20-40 пассажиров в неделю. Это совершенно невыгодно, поэтому авиакомпании проще увезти пассажиров в Москву, и оттуда они улетят в другие города.
- Как вы оцениваете развитие рынка авиаперевозок и аэропортового бизнеса в нашей области?
- Могу точно сказать, что летать стали намного больше. На сегодняшний день только утром выполняется три рейса до Москвы и разгрузка самолетов составляет 100-120 пассажиров. Что касается чартерных перевозок, то в этом году мы предполагаем увеличение числа пассажиров от 5 тыс. до 15 тыс. по сравнению с прошлым годом.
- Когда люди слышат об авиакатастрофах, они реже летают?
- Ничего не меняется, пассажиры как летали, так и летают. И, согласно статистике, воздушный транспорт до сих пор остается самым безопасным. На дорогах в автомобильных авариях гибнет намного больше людей. Хотя, конечно, авиакатастрофа - она глобальнее и сразу уносит жизни многих людей.
- Большинство авиакатастроф случается во время взлета самолета или при посадке. Какую роль играет в этом взлетно-посадочная полоса?
- Не могу сказать, что большинство аварий происходит при взлете и посадке самолета, просто в это время пилотам нужно проявлять крайнюю внимательность, т. к. необходимо сразу следить за многими показателями. Что касается взлетно-посадочной полосы, то в Кемеровском аэропорту она в отличном состоянии, работает с 2002 года. Зимой на ней не должно быть снега, поэтому ее постоянно очищают, а летом - скашивают траву, чтобы птицы не вили в ней гнезда.
- А как же быть со случаем, когда самолет "Аэрофлота" не смог вылететь, т. к. птица попала в турбину?
- Перед тем как самолету выехать на взлетно-посадочную полосу, сотрудник аэропорта проводит объезд территории и только после этого дает согласие на вылет самолета. В тот день объезд делал сам руководитель службы, и каких-либо нарушений не было. Откуда взялась птица - непонятно.
Самолет задержали на сутки, потому что наши работники не имеют права проводить осмотр и выявлять недостатки, поскольку не имеют лицензии на обслуживание иностранных самолетов. Специалисты "Аэрофлота", прилетевшие на следующий день, каких-либо дефектов самолета не обнаружили. И на этом же самолете они вылетели в Москву.
Проблема с птицами есть во всех аэропортах. Кто-то их отпугивает петардами, а недавно в одном из аэропортов поставили сети для ловли птиц, но прокуратура запретила, т. к. у них нет лицензии на эти сети.
- Что нового можно ждать пассажирам в ближайшее время от Международного аэропорта Кемерова?
- Последняя наша новинка - это электронные билеты. Мы одни из первых выполнили требования Росавиации и перешли на новую систему. Представительства всех авиакомпаний уже установили новое оборудование для обслуживания пассажиров с электронными билетами.