В НОВОКУЗНЕЦКЕ подведены предварительные итоги эксперимента по переходу на новую систему оплаты труда.
ОСНОВНАЯ идея новой системы заключается в возможности стимулирования педагога, обладающего высоким профессиональным опытом, и, как следствие, повышение уровня средней заработной платы учителей. При прежней системе оплаты труда стимулирование сотрудников руководитель образовательного учреждения проводил из средств надтарифного фонда. Но прозрачности, открытости этот механизм поощрения не имел. Сейчас каждый знает, из чего конкретно складывается его заработок. Однако на основании данных мониторинга заработной платы за март-ноябрь, у 9% учителей заработная плата не изменилась, у 50% учителей увеличилась, а у 41% учителей, наоборот, уменьшилась. При этом за счет укрупнения классов средняя нагрузка на педагога снизилась. Для сравнения: в 2007-2008 учебном году учитель имел среднюю нагрузку 33 часа в неделю; в текущем учебном году - только 25 часов. Григорий Вержицкий, председатель комитета образования и науки, отмечает, что около 200 педагогических работников помимо основной заработной платы, которую получают в своем образовательном учреждении, получают как совместители до 4100 рублей в центрах психолого-медико-социального сопровождения и в детско-юношеском центре "Орион". И тем не менее сравнительный анализ средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений, перешедших на новую систему оплаты труда, показал, что учителя стали зарабатывать больше только на 9%, в отличие от административно-управленческого персонала, у которого зарплата возросла на 39%.
По итогам проведенного в Новокузнецке социологического исследования, низкую оценку новой системе оплаты труда выставили 54% опрошенных. Однако, как заверяет Тамара Потокина, директор гимназии N 44, большинство недовольных не устраивает не сама новая система оплаты труда, а то, как она внедряется. У каждого педагога на этот вопрос своя точка зрения. К примеру, кого-то не устраивает необходимость самооценки, а кто-то недоволен тем, что введены не только те параметры, которые показывают лидерство в работе, талантливость. Но если в оценочном листе останутся только они, то тогда как оценивать труд учителей начальных классов, где нет ЕГЭ, где нет возможности выводить детей на областную или российскую олимпиаду. Поэтому приходится дорабатывать положение так, чтобы можно было оценить талантливость каждого педагога.
И все же пока в связи с нововведением психологическая обстановка в школах стала сложнее. Увеличение зарплаты учителей проводится за счет сокращения штата в школах. Всего в процессе оптимизации образовательного процесса сокращен 201 учитель. За счет укрупнения классов их количество убавлено на 176. Примечательно то, что на новую систему оплаты труда профсоюз учителей согласился, по словам Александра Шелковского, возглавляющего его новокузнецкое отделение, только на условии эксперимента. В этом случае у педагогов есть не только возможность вносить свои предложения по корректировке положения, но и вернуться на оплату по единой тарифной сетке. Стоит отметить, что, несмотря на все минусы нововведения, пока ни одна школа не выразила желания сделать это.
По итогам работы первого полугодия для того, что бы сократить разрыв увеличения зарплаты учителя и административного персонала, в Новокузнецке решено уменьшить централизованный фонд для начисления зарплаты руководителям с 3 до 2,5%. Кроме того, в соответствии с постановлением коллегии администрации города работники пищеблоков школ переводятся в штат МУ "Комбинат питания", что позволит сэкономить фонд оплаты труда учреждения и увеличить заработную плату учителя на 700 рублей.
Следующее обсуждение этого вопроса пройдет по окончании учебного года. И тогда уже можно будет подвести итоги эксперимента.