Новокузнецк бьет рекорды по числу детей, брошенных в родильных домах.
В прошлом году таких мам-отказниц было 134. Из них 34 женщины своих детей все же забрали. Но сложно назвать счастливым концом ситуацию, когда новорожденный ребенок попадает в семью алкоголиков или наркоманов.
В наступившем году от новорожденных уже отказалась 21 новокузнечанка. Вот только некоторые самые "свежие" примеры из работы двух родильных домов, куда чаще всего поступают женщины, не встававшие на учет в женской консультации.
2 марта. Родильный дом N 5. Женщина зарегистрирована в Новокузнецком районе, в Новокузнецке снимает квартиру. До этого оставила в роддоме двоих детей, в сентябре ее лишили родительских прав на старшего ребенка. В этот раз родила двойню, обе девочки. Утверждает, что сейчас в ней проснулись материнские чувства. Детей домой забрала. Имеет право на оформление материнского капитала.
8 марта. Родильный дом N 5. Женщина родила пятого ребенка. Она уже дважды отказывалась от детей в роддоме, тоже лишена родительских прав в отношении двух старших детей. Прижимая к груди подарки, полагающиеся женщинам, родившим 8 Марта, рассказывает о том, что готова стать хорошей мамой.
8 марта. Родильный дом N 2. Женщина родила мальчика. Ушла из роддома 9 марта. Без него. Уходя, напомнила персоналу: "Мне сейчас некогда, у меня билет на автобус, но вы позаботьтесь, чтобы я получила деньги, я же 8 Марта родила".
10 марта. Родильный дом N 5. Дорожные роды. Семейная пара привезла новорожденного сына: "У нас уже есть трое детей (младшему около двух лет), нам больше не надо". После того как психолог пообщалась не только с мамой, но и с папой, появилась надежда, что мальчика родители заберут, но в тот день они его оставили в казенном учреждении.
10 марта. Родильный дом N 5. "Скорая" привезла роженицу с младенцем. Это у женщины уже четвертый ребенок. К приезду медиков молодая "мать" вынесла малыша и протянула его медикам: забирайте. Те силком затолкали ее в автомобиль и привезли для того, чтобы та хотя бы сдала анализы. Сразу же после процедур женщина ушла.
11 марта. Родильный дом N 2. На вопрос, есть ли вредные привычки, 22-хлетняя девушка отвечает: "За время беременности выпила, наверное, литров 200 пива. Но могу иногда, когда пьют сестра с матерью, не пить". Она решила ребенка забрать. Но стоит ли радоваться тому, что малышка будет расти в семье?
14 марта. Родильный дом N 2. Женщина-наркоманка утверждает, что от наркоманов дети рождаются крепче. "В нашей семье детей не бросают, - с горечью говорит бабушка малыша, - но я понимаю, что воспитывать его придется мне". На ее иждивении уже находятся трое детей старшей дочери и ребенок младшей. Теперь у бабушки появится еще один малыш. На месяц бабушка решила его оставить в больнице.
Из семи приведенных случаев только трое малышей в итоге остались в роддоме, но и судьба остальных дает повод для тревоги. К сожалению, общество уже привыкло к тому, что в нем произошло расслоение. Про граждан, отнесенных к категории асоциальных, часто говорят: "Это их право. Идет естественный отбор". Вот только отбор получается неестественный. Семьи, считающие себя благополучными, редко позволяют себе иметь больше двух-трех детей. Зато с демографической проблемой хорошо справляются наркоманки и алкоголички, поставляя государству детей с целыми букетами тяжелейших недугов. Материнство, впрочем, как и отцовство, передаются по наследству. Что сможет в будущем дать своим детям брошенный или принесенный из роддома в притон ребенок?
Кнутом, а не пряником
Сиротами сейчас занимается много структур: органы опеки, социальной защиты, здравоохранение, образование. Но все они работают с последствиями. Профилактики сиротства как такового нет в принципе. Уговорить асоциальную мамочку забрать новорожденного не всегда благо для малыша. Зачастую его приходится изымать из такой семьи, но в крайне тяжелом, порой угрожающем жизни состоянии. Поэтому Людмила Лебедькова, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения, убеждена, что необходимо работать по предупреждению социального сиротства, отслеживая репродуктивное поведение таких женщин. Кому-то из них требуется социальная поддержка, кому-то стоит из бюджета оплатить контрацепцию, возможно, даже стерилизацию, если женщина этого хочет, а кого-то необходимо по социальным показаниям сопроводить на медицинский аборт. С ней согласна Любовь Сотникова, заведующая детским отделением родильного дома N 2. Она считает, что таким женщинам необходимо проводить контрацепцию (введение ВМС) не в женских консультациях, куда они не идут, а непосредственно в родильном доме. Прерывание беременности для женщин из асоциальной группы тоже должно быть максимально доступной процедурой.
Но это тоже всей проблемы не разрешит, убеждена Ольга Загородникова, доцент кафедры педиатрии и неонатологии НГИУВа. До тех пор пока лишение родительских прав будет для некоторых мам благом (наконец-то убрали обузу), в детские дома будут продолжать поступать новые воспитанники. "Пряник" для них уже был - для таких семей ребенок (полагающееся на его воспитание пособие), является единственным источником дохода, по сути, кормильцем. Предполагалось, что эти родители будут заинтересованы в детях. Не сработало. Теперь для них нужен "кнут". Например, родители будут обязаны в принудительном порядке нести материальную ответственность за содержание брошенных ими малышей.
Мама маме
Пока государство думает, что делать с валом сирот при живых родителях, простые люди не сидят сложа руки. Год назад наша газета рассказывала о малыше с удивительной фамилией Счастливцев. Он родился у девушки, выросшей в детском доме. Помощь новокузнечан, собравших для малыша вещи первой необходимости, поддержка предприятия, где его мама работала до родов, позволили сохранить эту крохотную семью. Значит, не все зависит только от государства. Многое могут изменить неравнодушные люди. Сейчас в Новокузнецке работает общественная организация родителей "Радуга". Состоявшиеся в своем счастливом материнстве женщины не только занимаются развитием своих детей, но и помогают тем, кто стоит перед выбором, стать ли мамой только что рожденному малышу или оставить его на казенной кровати. Они собирают вещи для очередного крохи, морально поддерживают его маму, от организации даже поступило предложение о временном предоставлении жилья женщине с малышом, если крыша над головой - это главная причина ее отказа от ребенка.
P. S. Пока материал готовился к печати, случилось еще две истории, которые мы не смогли оставить "за кадром". Одна мама с ВИЧ и гепатитом заявила: "Если ребенок больной, я с ним что, всю жизнь мучиться буду? Другая, когда узнала, что ее первую девочку с гепатитом удочерили и что малышка сейчас в тяжелом состоянии, спросила: "Они что, совсем дураки?"