Профсоюзное движение, объединившее миллионы рабочих в других странах, у нас в России подобного авторитета не имеет. Рассказать, почему так происходит, мы попросили Сергея ЯРОСЛАВЛЕВА, заместителя председателя по организационной работе одной из самых крупных первичных организаций в Новокузнецке.
- Сергей Григорьевич, с экранов телевизоров практически не сходят новостные сюжеты из Франции, где профсоюзы на улицы вывели тысячи людей на защиту своих прав. В России все тихо. С чем это связано? Наши люди не верят своим профсоюзным лидерам или их все устраивает?
- Я считаю, что имеют место оба названных вами утверждения. Приведу один из последних примеров: при составлении коллективного договора мы три месяца вели переговоры с работодателем, но к единому решению по поводу роста заработной платы так и не пришли. Поэтому на конференцию работников комбината были представлены проект коллективного договора в согласованной его части и два варианта повышения оплаты труда - наш и работодателя. При голосовании перевес за проект трудового коллектива, представленный профсоюзом, составил всего несколько голосов. Затем коллективный трудовой спор, работа согласительной комиссии до принятия решения, удовлетворяющего обе стороны трудового спора (опять переговоры, и если бы не пришли к общему решению, то за коллективом осталось бы право отстаивать свои интересы вплоть до забастовки). Но вот в силу каких причин - страха ли перед руководством или банального желания завершить тяжелые переговоры побыстрее - практически половина трудового коллектива на конференции первоначально согласилась на явно заниженные условия - это большой повод для размышления.
- Так почему же люди не верят в профсоюзы?
Причину недоверия, думаю, надо искать в инерции мышления. В России пока еще можно говорить лишь о складывающихся традициях профсоюзного движения. В начале прошлого века, только начав свою активную деятельность, российские профсоюзы фактически превратились в советский орган, распределяющий блага (путевки, подарки к новому году). Априори предполагалось, что интересы работающих защищает партия. И лишь на волне забастовочного движения в девяностых годах наметилось возвращение к изначальному предназначению профессиональных союзов трудящихся. Однако ВЦСПС представлял собой настолько мощную силу, что определенные структуры инициировали его распад на отраслевые профсоюзы, это, конечно же, не способствовало росту их авторитета. До сих пор многие обращаются в профсоюз, как в некую контору по предоставлению услуг: я вам плачу взносы, значит, вы должны решать мои проблемы, без моего участия.
- А разве они не правы, ведь профсоюзные функционеры получают заработную плату за счет взносов членов организации?
- Профсоюз силен единством, а не размером взносов - значительная часть из них в качестве материальной помощи и в виде различных мероприятий потом самим же членам и возвращается. И если профсоюзная организации предприятия на переговорах с работодателем добьется повышения заработной платы хотя бы на 10% взамен полученного 1% взносов, то она отработает эти деньги в десять раз. Но необходимо понимать то, что в любом случае председатель в одиночку, без поддержки тех, кто его выбирал, многого не добьется. Очень важно, чтобы и рядовые члены профсоюза принимали участие в работе. Это касается любых аспектов социально-трудовых отношений, в т. ч. охраны труда, условий труда, культуры производства и т. д. Авторитет профсоюза строится не на правах, предоставленных государством, а, прежде всего, на солидарности, доверии, которое имеют члены профсоюза к своим лидерам, к своим выборным органам, а значит, и к профсоюзу в целом, на активном участии членов профсоюза в реализации принятых ими решений.
- Один из основных камней преткновения между рабочими коллективами и работодателем - это повышение заработной платы. А не логичнее ли требовать для своих сотрудников социальных благ - строительства доступного жилья, детских садов, санаториев?
- В нашем коллективном договоре мы прописываем достаточно большой пакет социальных льгот и гарантий, например, обязанность работодателя приобретать путевки на санаторно-курортное лечение порядка 7 тыс. штук на 12 тыс. работников. Стоит ли для этого строить или содержать свой санаторий и тем самым лишать работника права выбора места отдыха? Это функция государства - строить доступное жилье и детские сады. Правильнее добиваться повышения заработной платы работникам предприятий, соответственно, повысится размер собираемых налогов, у государства появится больше возможностей для реализации социальных программ. Вот здесь-то и должна проявляться заинтересованность государства в создании нормальных, цивилизованных рамочных условий, в которых и вели бы диалог две стороны социального партнерства. Сегодня же этот треугольник не является равнобедренным, и две вершины - власть и бизнес - являются равноудаленными от работников, но ближе друг к другу, взаимно отстаивая собственные интересы (чаще - общие).
- Социологи оценивают уровень активности населения как низкий. А что вы думаете по этому поводу?
- Повышение активности членов профсоюза - это как раз то направление в организации, которое я курирую. К сожалению, пока приходится согласиться с социологами: люди в большинстве пассивны. Но, как показывает время и практика, ситуация, хоть и "со скрипом", начинает меняться. Для того чтобы вовлечь людей в работу, надо больше информировать их о правах и свободах, рассказывать о нашей деятельности, создавать условия для формирования активной позиции. Забастовка во Франции - это ярко, это хорошая картинка для телевизионщиков. О деятельности немецких профсоюзов громких репортажей нет, ведь там нет погромов, разгона демонстрантов. Но проблемы там решаются. И в обоих случаях первична активная гражданская позиция людей, не желающих мириться с ущемлением своих прав и свобод. Мы тоже не сторонники радикальных методов работы, но всегда готовы к организации и проведению мероприятий в поддержку требований трудового коллектива. Поэтому на антикризисных комиссиях позапрошлого года профсоюзные лидеры получили обвинение в "расшатывании" ситуации. У нас до сих пор лежат предостережения от прокуратуры и милиции об уголовной и административной ответственности за несанкционированные митинги, шествия и демонстрации. Но именно благодаря нашей "въедливости" были подняты вопросы о кредитных обязательствах работников комбината в условиях экономического кризиса, о выплате тем, кто оказался переведен на сокращенную неделю, двух третей не тарифа, а средней заработной платы.
Я считаю, что у нас люди вообще мало знают о профсоюзном движении, о его предназначении, о том, что в нашем обществе удалось достичь благодаря деятельности профессиональных союзов. И рассказывать об этом необходимо со школьной скамьи, чтобы во взрослую жизнь ребята приходили с пониманием механизма защиты их прав.