Под покореженную до неузнаваемости машину ловким движением мужчина заводит крюк. Зеваки охают и ахают, пока бывший автомобиль грузится на эвакуатор. Есть такая работа - с дороги за другими убирать. О ней мы попросили рассказать Артема ЧУРКИНА, эвакуаторщика со стажем.
- У вас достаточно своеобразный бизнес. Что привело вас к нему?
- Подобный бизнес у моих друзей в Новосибирске. Пообщавшись с ними, мы с напарником решили купить эвакуатор и начать работать. Тем более тогда, полтора года назад, у нас конкурентов было не много. Это сейчас их стало в три раза больше!
- Не боялись начинать в столь сложное в экономическом плане время?
- Безусловно, страх был, но друзья сказали: "Начинайте, и у вас все получится: машин все больше, и их тоже нужно перевозить!" Но все же сильно не рискнули - для начала купили недорогую машину в пределах 650 тыс. рублей.
- Трудно было в первые месяцы?
- Конечно, первое время "выезжали" за счет знакомых: машина большая - не стеснялись возить и большие грузы. А потом постепенно начали развиваться.
- Сейчас конкуренция уже большая. А какие сейчас методы борьбы за клиента используются?
- Конечно, отошли в прошлое лихие 90-е с криминалом, теперь, прежде всего, это ценовая политика - снижение цен на услуги и, безусловно, качество оказываемых услуг, которое лучше всего передается сарафанным радио.
Для дураков правил нет
- А вы имеете дело только с аварийными авто?
- Конечно, большая часть машин - требующие ремонта (после аварий, поломок в дороге), но также возим и новые автомобили, кстати сказать, испытываешь особое удовольствие, когда везешь новенький шикарный БМВ, но здесь же и большая ответственность, ведь груз превышает стоимость твоей техники в несколько раз.
- Повлияла ли работа на ваше отношение к дороге, машине, правилам дорожного движения?
- Поскольку сам всегда соблюдаю правила, могу сказать, что не повлияла. Бывает, конечно, "осторожничаю", но, как говорится, волков бояться - в лес не ходить. Впрочем, есть знакомый, работающий в службе аварийных комиссаров, на которого настолько повлияло увиденное, что он теперь ездит, строго соблюдая скоростной режим, без маневров и лихачеств.
- Вы можете назвать наиболее аварийноопасные участки?
- Прежде всего, это трасса Новокузнецк - Ленинск-Кузнецкий: машины сталкиваются, вылетают с трассы. В Новокузнецке - трасса город - Новоильинский район и все кольцевые развязки.
- А главные причины аварий знаете?
- Превышение скорости, лихачество и вождение в нетрезвом виде. Буквально на днях забирали машину после лобового столкновения по вине пьяного водителя. А вообще чего только не насмотрелся! Водители сбивают животных, тонут в воде, лоб в лоб сталкиваются. Был случай: приезжаю, открываю дверь машины, а водитель оттуда буквально вываливается. Думаешь всегда: как вообще он в таком виде смог сесть за руль?
Не гоняйте!
- Были ли случаи, когда вы приезжали на вызов и думали: " Как вообще такое могло случиться?"
- Такие мысли приходят довольно часто и особенно, когда работаешь ночью. Бывают аварии на ровном месте, например, часто наезжают на бордюры, да так, что в лучшем случае отрывают колеса, а в худшем - переворачиваются. Как говорится, доходит до смешного, но не смешно. Порой поражают масштабы случившегося: не одна, две, три машины, а целая вереница, цепляя друг друга, становятся участниками одной аварии. Вспоминаю недавний случай: приезжаю на вызов и не могу найти машину. Потом слышу голоса. Машина улетела далеко в овраг, в траву, водитель не справился с управлением на гравийной дороге - машина всмятку, но все живы. Кстати сказать, часто просто поражаешься: приезжаешь и видишь настолько покореженную технику, а люди все, слава богу, живы и здоровы!
- В большинстве случаев хозяин разбитой машины садится рядом с вами. Ситуация, в которую он попал, безусловно, стрессовая. Как часто приходится утешать клиента?
- Конечно, приходится и утешать, и поддерживать. Всегда говорю: "Машина - железо! Главное, что все живы!" Порой, пока едешь, всю жизнь тебе расскажут. Иногда хозяина самого приходится "транспортировать" по той причине, что, пока нас ждал, сам "утешился" из своей заначки. А вообще после всего мною увиденного хочется просто взять в руки транспарант, написать на нем: "Водители, не гоняйте, не лихачьте и не пейте за рулем!" и выйти в город!
Кстати
С начала 2011 года в Кузбассе зарегистрировано более 2300 аварий, из них 97 произошло по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения. Погибло более 330 человек. Почти 3000 человек получили травмы.