Проще ведь сделать вид, что не заметили, отвернуться и пройти мимо. Мы попытались выяснить у самого героя дорожной хроники Андрея Федорова, что двигало им в тот момент.
– На ваших глазах происходит ДТП, вы даете по газам и бросаетесь за правонарушителем, догоняете, перегораживаете дорогу своей легковушкой огромному автокрану… Это события, достойные остросюжетного фильма, но никак не обычной улицы сибирского города. Видимо, потому многие отреагировали на эту новость словами известного режиссера: «Не верю!» Как все происходило в действительности?
– Мы с женой ехали на своей машине в сторону Заводского района. Было около семи часов вечера, шел снег с дождем. Как обычно, перед кольцом образовалась небольшая пробка, я притормозил. Мы заметили, что по обочине идут парень с девушкой, пытаются обойти огромную лужу, образовавшуюся прямо на пешеходном переходе, и пройти на другую сторону дороги. Слева нас объехал автокран «Урал». Вижу, что из‑под колес что‑то упало. Сначала подумал, это от машины что‑то отвалилось. Но нет, это был человек — та самая девушка, которая минуту назад шла по обочине. Кран проехал еще пару метров, из‑под его колес выпал парень. Автомобиль остановился. Мы ждали, что водитель выйдет. Ничего подобного! Через пару секунд «Урал», как ни в чем не бывало, поехал дальше по кольцу и свернул на объездную дорогу. Тем временем сбитая девушка продолжала лежать без движения, парень начал приподниматься. Я бросился догонять кран.
В погоне за справедливостью
– Зачем? Не проще было бы записать номера машины и передать их сотрудникам ГИБДД, а самим остаться на месте и оказать помощь пострадавшим?
– Во-первых, я увидел, что к сбитым девушке и парню уже стали подбегать прохожие, и жена, находившаяся рядом со мной в машине, начала вызывать «скорую». А что касается номеров, то их не видно было из‑за грязи. Подрезал я автокран уже на объездной, перегородил дорогу. Водитель остановил машину, вышел из кабины. На мой вопрос, почему он сбил двух человек и уехал, водитель «Урала» сказал, что не заметил пешеходов и столкновения с ними. Сейчас в суде он продолжает настаивать на своей версии. Не берусь утверждать, прав он или нет, я на таких больших машинах не ездил. Но специалисты утверждают, что водитель не мог не заметить столкновения… Ну и последнее, что я сделал, вызвал ГИБДД.
– Андрей, когда погнались за правонарушителем, вы осознавали, что подвергаете риску свою жизнь, жизнь своей супруги?
– Признаться честно, я не думал об этом. Первый порыв был: догнать его, чтобы не ушел. О своей машине тоже не думал. У меня «Chevrolet Cruze» 2010 года, покупал в салоне, около 600 тысяч рублей отдал. За это время у меня не раз спрашивали скептики: «Раз застрахована в «Каско», поэтому и не жалко бить?» Но поймите: решение принималось за доли секунды. Рассуждать о своей безопасности или о том, что машина разобьется, времени не было. К слову, автомобиль в итоге остался невредимым.
– Как вы можете объяснить свое решение? Ведь большинство не стало бы геройствовать и максимум, что сделало бы, оказало бы помощь пострадавшим пешеходам.
– Наверное, своей гражданской позицией, которую прививали мне с детства. Если у человека внутри есть убеждение, то ядро, которое отражает, что он есть на самом деле, именно в критической ситуации оно выдает единственно правильное для него решение. Это происходит на уровне подсознания. Я впервые в жизни преследовал преступника. Если вдруг снова придется стать свидетелем чего‑то подобного, поступлю точно так же — это моя гражданская позиция.
«Моя хата не с краю»
– За свой самоотверженный поступок вы награждены областной медалью «За честь и мужество». Ваша супруга Наталья также на днях получила награду «За веру и добро». Вы считаете себя героем?
– Я думаю, так должен поступать каждый. К сожалению, в нашем обществе это редкость. Видимо, поэтому мой поступок воспринимается как подвиг. А на самом деле я сделал и забыл, тем более не рассчитывал на награды. Не скрою, мои родители рады, что я помог людям, гордятся мною. Знакомые и коллеги отнеслись положительно. Некоторые, узнав, были удивлены: не каждый так поступит. Для меня же гораздо большая радость, что люди остались живы. Они родились в рубашке: попали не под колеса, а между ними, в результате получили травмы средней тяжести.
– Как вы считаете, все‑таки в нашем городе каких людей больше: неравнодушных, как ваша семья, или тех, кто живет по принципу «моя хата с краю»?
– Большинство живет своими проблемами, варится в своем соку, и им нет дела до чужих бед. Увидев, например, на улице, что кому‑то стало плохо или сбила машина, многие проходят мимо с мыслями: «Ой, слава богу, не со мной это произошло». А ведь, если подумать, точно так же беспомощным может оказаться кто‑то из их близких. Равнодушно вести себя в подобных ситуациях, я считаю, нормальный человек не имеет права. Мне бы хотелось, чтобы, прочитав эту статью, во‑первых, водители в очередной раз пересмотрели свое отношение к ситуациям на дороге, стали внимательнее, а во‑вторых, чтобы как можно больше людей перестали жить только в собственном мире и стали отзывчивее. Если каждому будет не все равно, мы и жить тогда будем по‑другому.
Служебный взгляд
Павел ЖЕРЕБЦОВ, начальник отделения пропаганды ГИБДД Новокузнецка:
– Случай неординарный. За последние десять лет это третье или четвертое подобное происшествие, в котором активную гражданскую позицию проявляет свидетель. Я вовсе не призываю простых граждан бросаться задерживать преступников, рискуя жизнью, — этим должна заниматься полиция. Но сообщить в полицию сведения о происшествии, приметы преступника, на какой машине он передвигался, — это под силу каждому гражданину.
Справка
В 2011 году в Новокузнецке произошло 35 ДТП, в результате которых водители травмировали пешеходов и скрылись с места происшествия. В трех случаях очевидцы вызвали «скорую помощь» и ГИБДД, сообщив при этом марку и номер скрывшегося автомобиля. Только одно ДТП на сегодняшний день остается нераскрытым.