Аргументы и Факты
kuzbass.aif.ru
16+
Кузбасс
Аргументы и Факты
kuzbass.aif.ru
16+
Кузбасс
Примерное время чтения: 10 минут
104

Голос русской души. Педагог Новокузнецка по домре получила премию президента

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 43. АиФ в Кузбассе № 43 22/10/2025
Марина Липатова / Из личного архива

Про такой инструмент, как домра, мало кто знает. Марина Липатова из новокузнецкой детской школы искусств № 40 посвятила свою жизнь сохранению этого исконно русского инструмента. Она убеждена: без домры не будет оркестра и нашей истории. За такую преданность педагог получила премию президента России в области музыкального искусства.

Как ей удаётся увлечь детей инструментом, о котором многие даже не слышали, зачем нужны «скучные» сольфеджио и как домра помогает деткам с неврологией, в материале kuzbass.aif.ru.

«Моя девочка»

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Марина Фёдоровна, расскажите, как начался ваш путь в музыку и почему именно домра покорила ваше сердце?

Марина Липатова: Мой путь начался в детстве благодаря отцу, который мечтал заниматься музыкой, но не было такой возможности. И он решил, что его мечта осуществится через меня: привёл в музыкальный кружок, где я познакомилась с разными инструментами. Дома у нас были и домры, и балалайки, и гитары. Но настоящая любовь возникла, когда я услышала, как играет моя первая учительница на домре.

Зацепил особенный звук этого инструмента. Знаете, говорят, домра похожа на человеческий голос. И это правда! Когда играешь, кажется, будто она поёт. Кроме того, домра — это оркестровый инструмент. Она невероятно красиво звучит в ансамбле, особенно с фортепиано. Я так ею увлеклась, что не расставалась даже в школе — носила с собой и играла на переменах.

— Почему после консерватории вы не продолжили карьеру исполнителя, а решили посвятить себя работе с детьми в школе?

— Мне хотелось работать с детьми, помочь им раскрыть свой потенциал и избежать тех ошибок, которые я совершала в начале своего пути. Я чувствовала, что могу передать им свою любовь к музыке, научить их видеть красоту в простых вещах.

Фото: Марина Липатова

Спустя несколько лет я перешла в музыкальную школу. Сейчас преподаю домру детям с 7 до 15 лет. Организовала «Байд-квартет» — педагогический ансамбль русских народных инструментов. Он стал важной частью моей жизни, местом, где мы не только творим музыку, но и делимся опытом с молодыми музыкантами. Мы показываем им, что музыка — это не только тяжёлый труд, но и радость, вдохновение, возможность самовыражения.

— Вы как-то по-особенному обращаетесь со своей домрой?

— Да, я называю её ласково «домрочкой», «девочкой». Перед выступлением всегда с ней разговариваю.

Был случай, когда мы с педагогическим ансамблем поехали выступать во Францию. В автобусе — несколько суток, а когда приехали, сразу нужно было выходить на сцену. Моя домра не выдержала такой резкой смены климата и начала «плыть». А как музыканту выходить на сцену с расстроенным инструментом? И я стала разговаривать с ней как с другом. Говорю: «Ну что ж ты меня подводишь? Мы же с тобой вместе из Сибири приехали, такой путь проделали! Ну пожалуйста, помоги!»

Это может показаться странным, но она меня послушала! Вышла на сцену — строй идеальный. Сыграла, ушла со сцены — и она опять «поплыла». Так что у нас с ней особенная связь.

Боль уходит в музыку

— Мы знаем больше гитару, фортепиано. А многие даже представления не имеют, что за инструмент такой — домра. Почему?

— К сожалению, домра сегодня не так популярна, как другие инструменты. Недавно мой ученик рассказал, что в школе на уроке учительница рассказывала про домру, и только он один знал, что это за инструмент.

Многие родители выбирают для детей гитару, считая её более современной, востребованной. И тогда я начинаю рассказывать, что домра — исконно русский инструмент, без которого не будет оркестра. Начинаю им играть — и это работает! Многие мальчишки в итоге меняют гитару на домру. Ведь это не просто инструмент, это голос русской души. Наша история.

— Стоит ли заниматься музыкой, если ребёнок не планирует стать профессиональным музыкантом?

— Я считаю, что заниматься музыкой стоит однозначно, даже если ваш ребёнок не планирует покорять сцену и становиться виртуозом. Во-первых, это невероятная гимнастика для ума — музыка задействует такие области мозга, о которых вы даже не подозреваете, развивает нейронные связи, улучшает координацию.

Я вижу, как «неврологические» ребятишки, у которых раньше руки были зажаты, начинают играть на инструменте — и всё меняется. Пальчики расслабляются, движения становятся увереннее. Мамы потом рассказывают, что дети стали прекрасно владеть и правой, и левой рукой!

Во-вторых, и это я вижу по своим ученикам, игра на инструменте — отличный способ снять напряжение, найти гармонию в душе. Бывает, придёт ребёнок со слезами, садимся играть — и он успокаивается, будто вся боль уходит в музыку.

В-третьих, музыка делает нас более чувствительными к красоте, она наполняет жизнь красками, дарит радость и вдохновение. Так что, дорогие родители, не бойтесь музыкальной школы! Даже если ваш ребёнок не станет вторым Стравинским, он точно вырастет умным, гармоничным и счастливым человеком.

Знать основы

— Почему в музыкальных школах так много обязательных предметов?

— Я часто слышу такой вопрос и всегда отвечаю одно­значно: без них никак! Поймите, убрать эти предметы — значит лишить ребёнка полноценного развития. Представьте, если бы у нас не было сольфеджио. Это же азбука музыки! Вместо того чтобы на уроках по инструменту творить, работать над красотой звука, мы бы с ребятами тратили драгоценное время на изучение нот, ритмов, гамм с нуля. Без знания основ невозможно двигаться дальше, ведь инструмент — это творчество, а не зубрёжка.

Фото: Из личного архива/ Марина Липатова

А музыкальная литература дарит контекст, погружает в эпоху, помогает понять замысел композитора. Ведь совсем по-другому воспринимаешь классическое произведение, когда знаешь его историю, знаком с жизнью автора, культурной средой. Без этих знаний произведение рискует остаться просто набором звуков, а с ними оно оживает, наполняется смыслом, глубиной. Оно помогает детям не просто играть пальцами, но и думать, чувствовать, понимать. Все эти предметы — кирпичики в фундаменте полноценного музыкального образования.

— Что для вас музыка?

— Музыка — это моя жизнь. Звучит банально, но это чистая правда. Она со мной с детства, моя верная спутница, и я не представляю себя без неё. Она больше, чем просто работа или хобби — это способ выразить то, что не передать словами. Возможность поделиться своими чувствами, своими переживаниями с другими людьми.

Когда я беру в руки домру, я будто разговариваю с ней, изливаю ей свою душу. И она отвечает мне своим голосом, своим звучанием. В этом — настоящая магия. Музыка — это моя отдушина, моя поддержка в трудные моменты. Сколько раз она меня спасала, сколько раз выручала! Когда мне грустно или тяжело, я просто беру инструмент и начинаю играть. И будто всё плохое уходит, а на душе становится легче, светлее.

Именно поэтому я стараюсь передать эту любовь своим ученикам. Я хочу, чтобы они тоже почувствовали эту силу музыки, чтобы научились использовать её как способ самовыражения, источник радости и вдохновения.

— Что бы вы скaзали людям, которые считают, что занятие музыкой — пустая трата времени и денег?

— Мне жалко таких людей. И я благодарна судьбе, что за весь свой творческий путь не слышала таких упрёков ни от детей, ни от взрослых. Наоборот, даже если кто-то не пошёл в музыку — научился просто разговаривать. У меня были дети с плохой речью, а потом ребёнок менялся — помогла музыкальная терапия. Возможно, таким людям не повезло с педагогом. Я считаю, что у каждого ребёнка есть музыкальный слух, его нужно лишь раскрыть.

Досье
Марина ЛИПАТОВА. Преподаватель по классу домры в детской школе искусств № 40 г. Новокузнецка Родилась 1 марта 1966 г. в Новокузнецке. Окончила Новокузнецкое музыкальное училище, Новосибирскую музыкальную консерваторию имени Глинки. Почётный работник системы образования РФ, награждена медалями «За служение Кузбассу», «Признание и почёт», почётным знаком «Золотой знак Новокузнецк».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах