Про такой инструмент, как домра, мало кто знает. Марина Липатова из новокузнецкой детской школы искусств № 40 посвятила свою жизнь сохранению этого исконно русского инструмента. Она убеждена: без домры не будет оркестра и нашей истории. За такую преданность педагог получила премию президента России в области музыкального искусства.
Как ей удаётся увлечь детей инструментом, о котором многие даже не слышали, зачем нужны «скучные» сольфеджио и как домра помогает деткам с неврологией, в материале kuzbass.aif.ru.
«Моя девочка»
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Марина Фёдоровна, расскажите, как начался ваш путь в музыку и почему именно домра покорила ваше сердце?
Марина Липатова: Мой путь начался в детстве благодаря отцу, который мечтал заниматься музыкой, но не было такой возможности. И он решил, что его мечта осуществится через меня: привёл в музыкальный кружок, где я познакомилась с разными инструментами. Дома у нас были и домры, и балалайки, и гитары. Но настоящая любовь возникла, когда я услышала, как играет моя первая учительница на домре.
Зацепил особенный звук этого инструмента. Знаете, говорят, домра похожа на человеческий голос. И это правда! Когда играешь, кажется, будто она поёт. Кроме того, домра — это оркестровый инструмент. Она невероятно красиво звучит в ансамбле, особенно с фортепиано. Я так ею увлеклась, что не расставалась даже в школе — носила с собой и играла на переменах.
— Почему после консерватории вы не продолжили карьеру исполнителя, а решили посвятить себя работе с детьми в школе?
— Мне хотелось работать с детьми, помочь им раскрыть свой потенциал и избежать тех ошибок, которые я совершала в начале своего пути. Я чувствовала, что могу передать им свою любовь к музыке, научить их видеть красоту в простых вещах.
Спустя несколько лет я перешла в музыкальную школу. Сейчас преподаю домру детям с 7 до 15 лет. Организовала «Байд-квартет» — педагогический ансамбль русских народных инструментов. Он стал важной частью моей жизни, местом, где мы не только творим музыку, но и делимся опытом с молодыми музыкантами. Мы показываем им, что музыка — это не только тяжёлый труд, но и радость, вдохновение, возможность самовыражения.
— Вы как-то по-особенному обращаетесь со своей домрой?
— Да, я называю её ласково «домрочкой», «девочкой». Перед выступлением всегда с ней разговариваю.
Был случай, когда мы с педагогическим ансамблем поехали выступать во Францию. В автобусе — несколько суток, а когда приехали, сразу нужно было выходить на сцену. Моя домра не выдержала такой резкой смены климата и начала «плыть». А как музыканту выходить на сцену с расстроенным инструментом? И я стала разговаривать с ней как с другом. Говорю: «Ну что ж ты меня подводишь? Мы же с тобой вместе из Сибири приехали, такой путь проделали! Ну пожалуйста, помоги!»
Это может показаться странным, но она меня послушала! Вышла на сцену — строй идеальный. Сыграла, ушла со сцены — и она опять «поплыла». Так что у нас с ней особенная связь.
Боль уходит в музыку
— Мы знаем больше гитару, фортепиано. А многие даже представления не имеют, что за инструмент такой — домра. Почему?
— К сожалению, домра сегодня не так популярна, как другие инструменты. Недавно мой ученик рассказал, что в школе на уроке учительница рассказывала про домру, и только он один знал, что это за инструмент.
Многие родители выбирают для детей гитару, считая её более современной, востребованной. И тогда я начинаю рассказывать, что домра — исконно русский инструмент, без которого не будет оркестра. Начинаю им играть — и это работает! Многие мальчишки в итоге меняют гитару на домру. Ведь это не просто инструмент, это голос русской души. Наша история.
— Стоит ли заниматься музыкой, если ребёнок не планирует стать профессиональным музыкантом?
— Я считаю, что заниматься музыкой стоит однозначно, даже если ваш ребёнок не планирует покорять сцену и становиться виртуозом. Во-первых, это невероятная гимнастика для ума — музыка задействует такие области мозга, о которых вы даже не подозреваете, развивает нейронные связи, улучшает координацию.
Я вижу, как «неврологические» ребятишки, у которых раньше руки были зажаты, начинают играть на инструменте — и всё меняется. Пальчики расслабляются, движения становятся увереннее. Мамы потом рассказывают, что дети стали прекрасно владеть и правой, и левой рукой!
Во-вторых, и это я вижу по своим ученикам, игра на инструменте — отличный способ снять напряжение, найти гармонию в душе. Бывает, придёт ребёнок со слезами, садимся играть — и он успокаивается, будто вся боль уходит в музыку.
В-третьих, музыка делает нас более чувствительными к красоте, она наполняет жизнь красками, дарит радость и вдохновение. Так что, дорогие родители, не бойтесь музыкальной школы! Даже если ваш ребёнок не станет вторым Стравинским, он точно вырастет умным, гармоничным и счастливым человеком.
Знать основы
— Почему в музыкальных школах так много обязательных предметов?
— Я часто слышу такой вопрос и всегда отвечаю однозначно: без них никак! Поймите, убрать эти предметы — значит лишить ребёнка полноценного развития. Представьте, если бы у нас не было сольфеджио. Это же азбука музыки! Вместо того чтобы на уроках по инструменту творить, работать над красотой звука, мы бы с ребятами тратили драгоценное время на изучение нот, ритмов, гамм с нуля. Без знания основ невозможно двигаться дальше, ведь инструмент — это творчество, а не зубрёжка.
А музыкальная литература дарит контекст, погружает в эпоху, помогает понять замысел композитора. Ведь совсем по-другому воспринимаешь классическое произведение, когда знаешь его историю, знаком с жизнью автора, культурной средой. Без этих знаний произведение рискует остаться просто набором звуков, а с ними оно оживает, наполняется смыслом, глубиной. Оно помогает детям не просто играть пальцами, но и думать, чувствовать, понимать. Все эти предметы — кирпичики в фундаменте полноценного музыкального образования.
— Что для вас музыка?
— Музыка — это моя жизнь. Звучит банально, но это чистая правда. Она со мной с детства, моя верная спутница, и я не представляю себя без неё. Она больше, чем просто работа или хобби — это способ выразить то, что не передать словами. Возможность поделиться своими чувствами, своими переживаниями с другими людьми.
Когда я беру в руки домру, я будто разговариваю с ней, изливаю ей свою душу. И она отвечает мне своим голосом, своим звучанием. В этом — настоящая магия. Музыка — это моя отдушина, моя поддержка в трудные моменты. Сколько раз она меня спасала, сколько раз выручала! Когда мне грустно или тяжело, я просто беру инструмент и начинаю играть. И будто всё плохое уходит, а на душе становится легче, светлее.
Именно поэтому я стараюсь передать эту любовь своим ученикам. Я хочу, чтобы они тоже почувствовали эту силу музыки, чтобы научились использовать её как способ самовыражения, источник радости и вдохновения.
— Что бы вы скaзали людям, которые считают, что занятие музыкой — пустая трата времени и денег?
— Мне жалко таких людей. И я благодарна судьбе, что за весь свой творческий путь не слышала таких упрёков ни от детей, ни от взрослых. Наоборот, даже если кто-то не пошёл в музыку — научился просто разговаривать. У меня были дети с плохой речью, а потом ребёнок менялся — помогла музыкальная терапия. Возможно, таким людям не повезло с педагогом. Я считаю, что у каждого ребёнка есть музыкальный слух, его нужно лишь раскрыть.


Эта страсть разрушает семьи. Протоиерей Голоднов назвал самый страшный грех
«Мира никогда не будет». Мариупольский театр показал кемеровчанам войну
Современный Пушкин. Артисты молодёжки удивили кемеровчан знакомой историей
Защита от молний и огня. Как строят крупнейший музейный комплекс в Кемерове