Как только Анатолий Васильевич и Антонина Ивановна вернулись в Яю, первым их зажигательные частушки и наигрыши, оценил в качестве единственного зрителя корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Гармошка их связала
Пенсионеры Арышевы полвека вместе. Анатолию — 70, Антонина — чуть моложе. Вспоминают, что именно гармошка их и сосватала. Тоня с детства мечтала о гармони, но купила только тогда, когда получила первую в жизни зарплату. Научить играть было некому. Как-то по своим делам к ее отцу зашел Анатолий, увидел гармонь. Как сыграл, так девушка и остолбенела от его мастерства. Начала просить, чтобы так же научил и ее играть. Три года Анатолий давал девушке гармошечные мастер-классы, пока оба не поняли, что друг без друга и любимой гармошки им не прожить. Так и поженились.
Вся жизнь идет под гармошку и под частушки, которые Антонина сочиняет. Поэтому и скучать им некогда: огород 30 соток да и домик, которому больше 100 лет, держится на них. Хозяйка вспоминает, как пошла она в 6 утра подоить корову, а вернулась — Анатолий сидит в трусах на кровати да на хромке наяривает. Говорит, что только сейчас приснился новый наигрыш, поэтому, чтобы не забыть его, решил тут же и освоить. Хозяин хоть и давно пенсионер, но до сих пор с 1966‑го работает педагогом, хозяйка — на пенсии. День часто в трудах проходит да в концертах. А вот ночь — самое время для репетиций. Намаются днем, чуть отдохнут, часа в два ночи просыпаются и начинают репетировать.
Без победы в Яю не вернулись
Телепередача «Играй, гармонь!» у Арышевых самая любимая с момента появления. Четверть века ни одной не пропускали и мечтали, как бы и им показаться Заволокиным. В прошлом году Антонина случайно услышала по телевизору, что в Новосибирске летом будет проводиться Первый Международный фестиваль «Играй, гармонь!». «Так Новосибирск — это ж почти за нашими огородами!» — подпрыгнула частушечница. Тут же позвонила организаторам, им прислали положение, условия участия. Начались репетиции. За пять дней фестиваля выступили на десятках площадок. Но главное им было, чтобы обязательно попасть на прослушивание к Насте Заволокиной, чтобы приняли их там на равных. Да все не удавалось, ведь 100 тыс. собралось народа, из них 2 тыс. участников, которые в лучшие метили. Настя проводила прослушивания только по ночам, а очередь Арышевых до сцены никак не двигалась. «Мы тогда поняли, что если не попадем на сцену для прослушивания, то это будет наш провал, в Яю стыдно будет возвращаться, — вспоминает Анатолий. Встали Арышевы с гармошкой на лестнице у сцены и, как их ни отодвигали, решили, что не уйдут, пока на сцену не прорвутся. Заметила их Настя Заволокина, видно, пожалела, сказала: «Идите уж…» Вроде как одолжение сделала. А Анатолий тогда сказал Антонине, что гармошку на куски порвет, но выступят они лучше всех. Так оно и вышло. Аплодисментами долго не отпускали, а когда со сцены сошли, то набежали журналисты, продюсеры, начали звать выступить с концертом в Волгоград, Бурятию, на Север… Так к Арышевым пришло, можно сказать, международное признание.
Заволкины признали Арышевых
А в декабре прошлого года неожиданно пришло по почте в их дом письмо из российского центра Заволокиных от Насти и Захара. Их позвали на праздничные выступления в Москву, которые были посвящены 25‑летию программы «Играй, гармонь!». Поездка подразумевала выступления лучших участников этой программы на многочисленных столичных площадках и в Кремле, где в конце февраля проходили главные съемки этого праздника. С поддержкой губернатора и своего самобытного таланта Арышевы добрались до Москвы, где раньше были всего один раз, да и то проездом. Настя и Захар Заволокины встретили их уже как старых друзей. Вначале определили для съемок площадку на ВДНХ. И опять наши артисты едва не сорвали выступление. Как назло был мороз, ветер, у Анатолия замерзли и онемели пальцы, сильно болело плечо, которое пришлось обезболивать уколами. От гармониста требовали его полюбившихся наигрышей, улыбок перед камерами, но руки не слушались. Антонина отогревала их за пазухой, операторы растирали. Некоторые гармонисты отказались выступать на таком морозе, но Арышевы тогда тоже подумали, что невозможно им вернуться в Яю с позором. Ведь всем районом, можно сказать, собирали, костюмы концертные подбирали, денег на дорогу губернатор дал, в Москве в лучшую гостиницу поселили, почти на Красной площади. В память о Геннадии Заволокине и в честь любимой передачи специально частушек насочиняли… Хоть с третьего дубля, но все‑таки записали их номер. А потом наши земляки уже и в Кремлевском дворце публику веселили вместе с самыми именитыми участниками программы.
Пока душа поет…
До Москвы и обратно Арышевы путешествовали на поезде. Всю дорогу неустанно репетировали — шлифовали гармошечные наигрыши, пели да приплясывали. В поезде их приняли за профессиональных артистов, и даже денег пассажиры собрали и принесли за такой концерт. Но денег, конечно, они не взяли, потому, что никогда свой талант не пускали на распродажу. Так и говорят: «Пока душа поет — будем петь, пока руки играют — будем играть!» Вернувшись в Яю, Арышевы великих творческих планов для себя не строят. Говорят, что годы уже не те, чтобы далеко вперед загадывать. Считают, что если бы хоть лет десять назад свела их судьба с Заволокиными, то тогда они бы многое успели. А уж в золотой десятке лучших гармонистов давно бы оказались. Но и сейчас ветеранов Заволокины уже пригласили на Второй Международный фестиваль «Играй, гармонь!», который пройдет в 2012 году. Ждут теперь, когда московскую передачу подготовят к эфиру и можно будет уже дома посмотреть на себя с телеэкрана.