Примерное время чтения: 9 минут
338

Цемент всему голова. Сколько стоит дом построить?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Кузбассе №39 28/09/2022
Цементная отрасль является крупнотоннажной и технологически сложной.
Цементная отрасль является крупнотоннажной и технологически сложной. АО «ХК «Сибцем»

Современное строительство невозможно представить без цемента, который применяется при возведении всех без исключения объектов - будь то многоквартирный жилой дом, скоростная автотрасса или сложнейшие производственные площадки в условиях Крайнего Севера.

О проблемах и перспективах отрасли корреспондент kuzbass.aif.ru поговорил с первым вице-президентом АО «ХК «Сибцем» Геннадием Рассказовым.

Подводные камни

Татьяна Лапик, kuzbass.aif.ru: Геннадий Константинович, «Сибирский цемент» - серьёзный игрок на рынке. За счёт чего выдерживаете конкуренцию?

Геннадий Рассказов: Действительно, на цементном рынке России идет напряжённая конкурентная борьба за каждого потребителя. Только в Сибирский федеральный округ ведут отгрузки около 20 производителей. В таких условиях удержать позиции могут только те производители, которые модернизируют предприятия, расширяют номенклатуру продукции, обеспечивают её высокое качество.

К примеру, ассортимент холдинга за последние годы пополнился новыми специальными цементами для бетона дорожных и аэродромных покрытий. Бетон на основе такого цемента обладает особой прочностью и устойчивостью к негативному воздействию внешних факторов. Специальную продукцию выпускаем и для нужд РЖД - низкощелочной цемент повышенной сульфатостойкости успешно применяется при изготовлении железнодорожных шпал, эксплуатация которых рассчитана на десятилетия.

Особая гордость - использование бетонов из нашего цемента при строительстве порта в Северном Ледовитом океане. Ценность такого бетона в том, что в течение 10 лет он только набирает прочность, не подвергаясь коррозии в агрессивной среде.

- В чём особенности развития цементной промышленности? Есть ли, как говорится, подводные камни?

- Наша отрасль является крупнотоннажной и технологически сложной. Производство цемента - комплекс разноплановых процессов. Оно остаётся капитало- и энергоёмким, требует больших затрат на обновление, техническое обслуживание и ремонты оборудования. Износ основных фондов, постоянно повышающиеся требования к качеству цемента, его физико-химическим свойствам и разнообразию марок, к обеспечению экологической безопасности обуславливают необходимость непрерывного повышения эффективности, значительных инвестиционных затрат.

Активное развитие строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием - это острая необходимость современной России.

Так, чтобы заводы «Сибцема» оставались конкурентоспособными, нужно вкладывать в их переоснащение около 12-15 млрд рублей ежегодно. Закономерно, что цементная отрасль отличается высокой инерционностью. Для существенного увеличения количества выпускаемой продукции предприятиям требуется от одного года до трёх лет. Таким образом, крайне важно заранее планировать объёмы производства. Если предложение существенно превысит спрос, заводы не смогут окупить затраты на ремонты и другие расходы, в итоге резко возрастёт себестоимость цемента, упадёт доходность. Естественно, говорить о развитии или расширении производств в таком случае не придётся.

Крайне негативно на состоянии рынка скажется и занижение прогноза: когда производственные мощности подготовлены на меньший объём, возникает дефицит. Чтобы удовлетворять спрос, приходится перестраивать логистику в стрессовых условиях, предпринимать другие экстренные меры.

- Какой сегмент компания занимает на рынке?

- Холдинг производит около 9% от всего цемента страны. Имея в своём составе пять заводов мощностью 9 млн тонн цемента в год, «Сибцем» отгружает продукцию от Дальневосточного федерального округа до Северо-Западного, осуществляет поставки в Казахстан и даже в Азербайджан. При этом основным нашим рынком остается Сибирь в её прежних границах - с учётом Республики Бурятия и Забайкальского края.

Цена «квадрата»

- Иногда можно услышать мнение, что в структуре стоимости квадратного метра жилья велика доля затрат застройщика на цемент. Это так? Насколько за последние годы подорожала ваша продукция?

- То, что цемент является фактором роста стоимости жилья, - миф! До сегодняшнего дня, пожалуй, ни одна отрасль так не сдерживала рост цен, как цементная. Приведу пример: по сравнению с 2008 годом стоимость нашей продукции в 2021-м стала выше лишь на 9%, а цена новостроек - на 88%! По расчётам экспертов компании СМ PRO, доля цемента в объёме работ по виду деятельности «строительство» снизилась с 4% в 2014 году до 2,5% в 2021-м.

В сложившихся обстоятельствах при сдерживании цен на продукцию цементная отрасль стала заложником промышленной инфляции и низкого спроса.

При этом сопоставление цен на цемент и жильё, скажем, в Красноярском крае, позволяет увидеть следующее: стоимость 1 кв. м жилья в новостройке, по данным Росстата, с марта прошлого года по март текущего выросла на 29% - с 69,8 до 90,3 тыс. руб. За тот же период цемент, который используется при строительстве, подорожал на 9% - с 6700 до 7300 руб. за тонну.

Если бы цена нашей продукции менялась с той же динамикой, что и стоимость недвижимости, мы бы получили 8663 руб. за тонну. Можно ли здесь говорить о влиянии? Безусловно, необходим глубокий анализ процессов ценообразования в гражданском строительстве. Каждый может открыть отчётность застройщиков и увидеть, что одна такая крупная компания зарабатывает в год больше, чем вся цементная отрасль за два года.

- А что формирует стоимость цемента, помимо сырья?

- Помимо добычи и подготовки сырья и трудозатрат на себестоимость влияют расходы на электроэнергию, газ, уголь, ремонт, обслуживание и модернизацию оборудования, транспортные издержки, другие факторы. И опять же, возвращаясь к разговору о повышении цен: в 2021 году по сравнению с 2008-м стоимость электроэнергии выросла на 120%, дизельного топлива - на 250%, железнодорожный тариф поднялся на 136%, что добавляет примерно 530 руб. к стоимости тонны цемента. Газ для промышленных предприятий подорожал более чем в три раза, а он в структуре нашей себестоимости занимает примерно 20%.

Полная себестоимость цемента в 2022 году по сравнению с 2021-м вырастет почти на 30%.

Не буду продолжать этот список, но подчеркну: в сложившихся обстоятельствах при сдерживании цен на продукцию цементная отрасль стала заложником промышленной инфляции и низкого спроса. Из-за отсутствия импортозамещающих отечественных технологий и оборудования мы значительно теряем темпы развития производства.

- Получается, сдерживать цены на цемент удаётся за счёт внутренних ресурсов, в том числе за счёт отложенных программ по модернизации?

- Отчасти да. Мы, безусловно, не можем не выполнять текущие и плановые ремонты. Но при нормативных затратах в 6,2 млрд руб. в этом году направим на соответствующие цели только 4,3 млрд руб. Соответственно, недофинансирование составит почти 2 млрд руб. Хотя в идеальной ситуации, как уже отмечал ранее, в производства нужно вкладывать 10-12 млрд ежегодно. При этом в условиях санкций мы направим на мероприятия по ремонтам и техническому обслуживанию оборудования на 66% больше средств, чем годом ранее. Кроме того, в первом квартале 2022 года уголь подорожал на 76-86%, ТМЦ - на 55%, дизельное топливо - на 30%, масла и смазки - на 83%, расходы на транспорт и логистику выросли на 14-24%. Все эти факторы приводят к существенному росту затрат: по нашим оценкам, полная себестоимость цемента в 2022 году по сравнению с 2021-м вырастет почти на 30%.

Современное строительство невозможно представить без цемента, который применяется при возведении всех без исключения объектов.
Современное строительство невозможно представить без цемента, который применяется при возведении всех без исключения объектов. Фото: АО «ХК «Сибцем»

- Как вы оцениваете перспективы развития компании и отрасли в целом?

- Сегодня ведущие эксперты с осторожностью дают прогнозы с горизонтом более трёх месяцев. Кризисные явления, огромный перечень неопределенностей - всё это не позволяет взвешенно оценить перспективы рынка. При этом наша компания рассматривает несколько вариантов развития событий на 2022-й. Оптимистичный сценарий с марта этого года маловероятен, но мы надеемся хотя бы не «уйти в минус»: скорее всего, динамика потребления цемента в России в этом году останется на уровне 0%.

Что касается развития отрасли, она остро нуждается в государственной поддержке. Действенными могли бы стать такие меры, как снижение ключевой ставки рефинансирования Центрального банка РФ до 2% с интенсивным кредитованием от системных банков всех секторов экономики по ставке не более 4% годовых; предоставление промышленным предприятиям проектных кредитов сроком не менее чем на 10 лет с субсидированием процентной ставки до уровня не выше 2% и без дополнительных ограничений, кроме целевого использования на проекты модернизации производства; поддержание темпов ипотечного кредитования под 2-3% (для льготных программ - под 1%) с увеличением лимитов по ипотечным займам.

Качественные дороги

- Долгое время идут разговоры о строительстве цементобетонных автомобильных дорог. Приводится множество доводов о преимуществах такого покрытия, но изменений пока нет. По вашему мнению, какие перспективы дорожное строительство открывает для цементной отрасли и почему пока проекты тормозятся?

- Тема цементобетонных дорог встаёт всё острее. Вопрос обсуждается на конференциях и совещаниях различных уровней. Но до сих пор предпочтение отдаётся асфальту, не проводится укрепление грунтов минеральными вяжущими. В итоге происходит продавливание дорог, образуются колеи, на ремонт полотна ежегодно выделяются новые и новые бюджеты.

Кроме того, ограничение допустимой нагрузки на ось транспортных средств приводит к тому, что большегрузы заполнены частично: например, вместо 40 тонн они везут только 15. Это рентабельно? Конечно, нет! Стоимость продукции для конечного потребителя возрастает.

Цементобетонные же трассы при соблюдении технологии строительства служат до 50 лет, ремонт им нужен раз в 10-12 лет. При этом цемзаводы готовы производить качественные цементы для дорожных покрытий, не требующих ограничений нагрузки на ось. Следовательно, большегрузные автомобили смогут перевозить самые разные товары с полной загрузкой, что снизит долю транспортных расходов в цене любой продукции. Активное развитие строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием - острая необходимость современной России. Это доказано с точки зрения экономики, технологии, экологии и, самое главное, безопасности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах