Что дорожает?
С 20 по 23 января областная прокуратура проверила цены на продукты питания первой необходимости. В 47 магазинах крупных торговых сетей правоохранители изучали цены на овощи и фрукты, молочные продукты, птицу, рыбу, яйца, сахар, крупы и детское питание. «В основном цены в магазинах повысились на одном уровне: от 2% до 30%. Больше всего подорожали свинина, свежемороженая рыба, подсолнечное масло и сыр», – говорит Елена Тушкевич, старший помощник прокурора Кемеровской области по взаимодействию со СМИ. По результатам проверки прокуратура возбудила 19 административных дел.
Хоть власти и уверяют нас в том, что цены находятся под постоянным контролем (и УФАС их отслеживает, и прокуратура проверяет, и горячие линии работают), но тем не менее в магазины заходить становится всё страшнее. Об этом постоянно сообщают наши читатели. Например, неделю назад Виктор Соболев из Калтана жаловался, что гречку дешевле 55 рублей уже не найдёшь, а кемеровчанка Елена Смирнова в одном из магазинов купила эту крупу вообще за 105 рублей, чем была, конечно, очень удивлена и возмущена.
Заместитель руководителя Кемеровского УФАС Елена Клостер рассказала, что если в ноябре прошлого года стремительно росли цены на мясо, то сегодня более актуален рост цен на сахар и гречку. В некоторых магазинах, по словам Елены Александровны, цена последней выросла на 50%. В отношении нескольких поставщиков «золотой» крупы УФАС возбудило два дела. «Героями» первого стали кемеровские компании «Флорин Торговая компания» и «Юнивест-Кемерово», второго – кемеровская компания «Руссахар», новосибирская «СибснабПродукт» и новокузнецкая «Вертикаль». УФАС подозревает, что эти компании были в сговоре, когда одновременно повысили цены на гречку.
Только обещания?
Но иногда «за жадность» привлекать некого. По словам Елены Клостер, цену яиц производители повысили совершенно обоснованно, потому что повысились в цене корма, которые в основном покупают за рубежом. Цепная реакция. В ближайшее время повышение цен на свою продукцию готовит один из кузбасских молочных заводов. Его представители, понимая, какой гнев рискуют на себя навлечь, название завода просят не упоминать, но поясняют, что повышение связано не с желанием наживиться на общей беде, а с увеличением затрат. Сельское хозяйство в основном живёт за счёт кредитов.
А банки уже повысили свои процентные ставки. Это вкупе с повышением цен на упаковочное производство и на прочие материалы и привело к повышению себестоимости продукции. По планам, цены на его молочку вырастут к 3 марта. На сколько подорожают молоко, масло, сметана – молочники пока считают. Вместе с тем в магазинах цены, например, на сливочное масло этого завода растут уже сейчас. Так, если 200 г сливочного масла жирностью 72,5% стоит от производителя 77,94 руб., то в магазинах накручивают от 10 до 30%. Как итог, пачка местного масла стоит больше 100 рублей.
С другой стороны, цены на молочную продукцию сравнительно недавно ставшего известным фермерского кооператива остаются на месте. То же масло жирностью 80% продаётся по «докризисным» ценам. «Пока фермеры не сообщали о том, что необходимо повысить цены. Мы повышали их ранее из-за того, что увеличивались затраты на производство, в частности – на упаковку, но пока предпосылок к новому повышению цен нет», – говорит Артём Волков, куратор проекта по реализации продукции фермерских хозяйств области.
Предел инфляции
Владимир Шабашев, заведующий кафедрой экономической теории КемГУ, уверен, что сегодняшнюю инфляцию нельзя сравнивать с инфляцией 90-х годов, потому что тогда были совершенно другие условия и факторы: «В 2014 году инфляция у нас составила 11,3%; по прогнозам, за этот год она должна дойти до 15%. Но очень возможно, что она дойдёт и до 20%, и связано это с ситуацией с валютой, ведь доллар дорожает и, соответственно, импортные товары тоже дорожают». По мнению Владимира Алексеевича, особенно заметна инфляция будет в первом квартале года, пока правительство ещё будет разрабатывать меры борьбы с ней.
Перед новым годом областная администрация сообщала, что, чтобы избежать роста цен, заключены соглашения с сельхозпроизводителями, перерабатывающими предприятиями и предприятиями торговли (всего более 3 тыс. предприятий). Согласно им, на молоко, сливочное масло, кефир, творог, сметану, варёную колбасу, сосиски, сардельки, куриное мясо, сахар-песок и подсолнечное масло торговые надбавки не могут превышать 10%; яйца можно наценить на 8%, гречку и картофель – на 20%; на капусту и морковь максимальная надбавка магазина не должна быть больше 15%. Но уговор, оказывается, не дороже денег.