В прошлом году потребление цемента в Сибирском федеральном округе снизилось на 5% к уровню 2021-го и составило около 5,8 млн тонн. О том, что происходит на рынке сейчас и как будут развиваться события дальше, в интервью нашему изданию рассказал первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков.
Три сценария
Татьяна Лапик: Валерий Александрович, с какими результатами «Сибцем» завершил прошлый год?
Валерий Бодренков: С января по декабрь на пяти цементных заводах компании произведено 5,1 млн тонн цемента – на 1% меньше, чем годом ранее. С учетом низкой загрузки предприятий холдинга даже столь незначительное падение оказало существенное негативное влияние на экономику производств. Но, несмотря на объективные трудности, мы смогли адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и продолжить стабильную работу.
– В 2023-м негативная динамика сохранится?
– Мы рассматриваем три возможных сценария дальнейшего развития событий – оптимистичный, рабочий и консервативный. В соответствии с рабочим планом не исключаем в 2023 году снижения спроса на цемент в России на 7% к уровню 2022-го. При этом надеемся, что меры, предпринимаемые правительством страны, помогут сгладить негативные тенденции. В цементной отрасли сегодня нужно наращивать спрос. Только в этом случае заводы смогут завершить жизненно важные проекты по техническому переоснащению, обеспечить должное качество и широкий ассортимент продукции. Но не менее значимо и другое: при увеличении объёмов производства цемента необходимо прийти к сбалансированной структуре потребления.
– Какой она должна быть?
– Оптимальная структура потребления цемента, на наш взгляд, выглядит так: 50% продукции идет на жилищное строительство, 25% – на возведение промышленных предприятий и еще 25% – на создание инфраструктуры (дорог, мостов, больниц, стадионов, торговых центров и т. д.). Но в реальности всё иначе. Например, в Сибирском федеральном округе в 2022 году 80% цемента ушло на жилищное строительство (многоквартирное и индивидуальное). Благодаря решению Президента России, поручившего продлить программу льготной ипотеки до 1 июля 2024 года, спрос на новостройки сохранится. В то же время мы видим, что на возведение объектов промышленности и инфраструктуры направлено лишь 20% цемента, а значит, их строительство идет низкими темпами.
«При увеличении объёмов производства цемента необходимо прийти к сбалансированной структуре потребления».
– Это критично для развития территории?
– Да. Людям, которые сегодня приобретают жильё, необходимо где-то работать. И, конечно, всем нам хотелось бы жить в комфортных условиях – ездить по безопасным дорогам, иметь в шаговой доступности от дома современные школы, больницы, детские сады, места отдыха. Особенно важно это для Сибири – сложного для проживания региона, обладающего при этом огромным потенциалом. Важно, что именно на повышение качества жизни людей нацелена утверждённая правительством РФ Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года.
Торг уместен?
– Некоторые аналитики говорят о низком уровне конкуренции на российском рынке цемента, концентрации производств в составе крупных компаний. Вывод цемента на биржу административным путём, по их мнению, позволит снизить цены.
Но позволю себе не согласиться с этим. Прежде всего, нужно отметить: объединение цементных заводов в холдинги является мировой практикой. Консолидация даёт капитало- и энергоёмким производствам возможность системно проводить ремонты и модернизацию оборудования, а значит, продолжать устойчивое развитие, в полном объёме отгружать клиентам стройматериалы стабильно высокого качества.
Оптимальная структура потребления цемента, на наш взгляд, выглядит так: 50% продукции идет на жилищное строительство, 25% – на возведение промышленных предприятий и еще 25% – на создание инфраструктуры (дорог, мостов, больниц, стадионов, торговых центров и т. д.). Но в реальности всё иначе.
Что касается конкуренции, сейчас в России свою продукцию свободно продают десятки отечественных и зарубежных поставщиков цемента, только в Сибири их около 20. При значительном профиците мощностей мы ведём борьбу за каждого потребителя, нередко работаем с минимальной прибылью. Уже 14 лет цена на цемент существенно отстаёт от его себестоимости, уровня инфляции, стоимости квартир в новостройках, а предприятия «Сибирского цемента» загружены в среднем на 48-57%. Кроме того, на протяжении 20 лет производство цемента на душу населения в России составляет около 300-400 кг в год, в то время как в соседних государствах аналогичный показатель равен от 800 кг до 1,5 тонны.
Представители отрасли считают, что цемент не обладает в полной мере всеми свойствами биржевого товара, а вопрос вывода нашей продукции на торги требует глубокого анализа. В этих целях НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлена и направлена в Минпромторг России презентация «Обзор обстоятельств, препятствующих выводу цемента на биржу». Кроме того, экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» сейчас готовит исследование по анализу зарубежного опыта биржевой торговли цементом, которое позволит прояснить многие спорные моменты.
– Что конкретно может произойти на рынке, если биржевая торговля цементом все-таки будет организована?
– При отсутствии на бирже реальных покупателей цемент как товар окажется низколиквидным, его станут продавать по заниженной стоимости. А если цена опустится ниже точки безубыточности? Это точно не выгодно производителю. Или другая ситуация: сегодня большая часть продаж осуществляется с отсрочкой платежа, а торговля на бирже предполагает предоплату. Согласится ли на это потребитель?
Необходимо учитывать также логистические особенности реализации цемента, нюансы взаимодействия с каждым клиентом, рост издержек производителей, вынужденных создавать специальные подразделения для организации биржевой торговли.
Сложности наверняка возникнут и в связи с сезонным характером производства и потребления цемента. Скажем, в Сибири спрос на него в июле может в четыре-пять раз превышать аналогичный показатель января. Кроме того, процесс реализации может стать менее прозрачным – есть риск появления перепродавцов, сокращения числа прямых контрактов.
Государство поможет?
– Та же «дорожная карта» предполагает регистрацию внебиржевых договоров на товары, торгующиеся на бирже. Как относитесь к этой инициативе?
– Считается, что это поможет лучше контролировать факторы, влияющие на ценообразование. В идеале биржа должна стать своего рода ценовым администратором, который даст органам власти, потребителям, производителям точные данные о средней цене на товар. Но разве сегодня для этого недостаточно государственных информационных систем, на развитие которых, к слову, тратятся огромные деньги?
Если говорить о строительной отрасли и производстве цемента, имеющихся в настоящее время механизмов государственного контроля вполне достаточно для того, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию и вести мониторинг цен. Не спорю, некоторые процессы и алгоритмы необходимо усовершенствовать. Например, работу по агрегированию и анализу информации о стоимости стройматериалов логично организовать в рамках единой государственной структуры, принимающей сведения по принципу одного окна. И такой площадкой вполне может стать ФГИС ЦС Минстроя России.
– Представители власти прислушиваются к аргументам цементников?
– Мы делаем все возможное, чтобы представить свои доводы максимально широкому кругу экспертов. Так, в начале февраля вместе с коллегами принимали участие в VI Международной научно-практической конференции «Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений». Мероприятие, организованное Федеральной антимонопольной службой, издательской группой «Юрист» и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова на базе Санкт-Петербургского государственного университета, объединило представителей законодательной, судебной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, ведущих ученых и преподавателей, практикующих юристов.
В ходе конференции мы обсудили многие актуальные вопросы, но по большому счету основной темой дискуссии стало то, как в сегодняшних экономических условиях обеспечить равновесие между механизмами государственного регулирования и рыночной экономики, выстроить и сохранить баланс в системе «рынок – власть – наука».
Некоторые аналитики говорят о низком уровне конкуренции на российском рынке цемента, концентрации производств в составе крупных компаний. Вывод цемента на биржу административным путём, по их мнению, позволит снизить цены.
На форуме звучали разные мнения. И, на мой взгляд, наша точка зрения была услышана представителями Федеральной антимонопольной службы, Государственной Думы, другими участниками.
Объективно взглянуть на цементную отрасль, её проблемы и пути их решения позволит и экспертно-аналитическое исследование «Состояние конкуренции на товарном рынке цемента в условиях применения неопределенным кругом покупателей рыночной (переговорной) силы». Работу над научным трудом под руководством доктора юридических наук, ректора Московского университета имени А.С. Грибоедова Владислава Гриба в течение двух лет вели специалисты этого университета при участии ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС), ООО «СМ ПРО».
Исследование уже издано тремя томами. Уверен, его результаты будут полезны для бизнеса, науки, госорганов, помогут развеять многие мифы об отечественной цементной промышленности.