Кузбасские власти подвели итоги работы Минэкономразвития Кузбасса и инфраструктуры поддержки бизнеса и сообщили, что индекс промышленного производства вышел в плюс. Ключевым событием они назвали научно-практическую конференцию. Что ещё важного случилось в региональной экономике за год — у «АиФ в Кузбассе».
Уголь тянет назад
Индекс промпроизводства Кемеровской область тянет вниз уголь. Министр экономического развития Кузбасса Константин Пытченко говорит, что за пять лет сумма потерянной угольщиками выручки составляет 2,3 триллиона рублей. В отношении к 2018 году кузбасские добывающие компании продали меньше на 35 млн тонн угля.
«За последние три года мы вывезли на 20 млн тонн меньше согласованного. Однако по ряду отраслей фиксируем двузначный рост инвестиций (сельское хозяйство, машиностроение и другие)», — говорит министр.
Осенью Сергей Цивилев раскритиковал предложение РЖД по условиям отгрузки угля на Восток — железнодорожники не увеличивают объёмы вывоза топлива уже многие годы. Однако будущее внушает оптимизм: в конце года кузбасские власти подписали соглашение о вывозе в следующем году 54,1 млн тонн угля. Это больше прошлогодних заявленных 53 млн тонн (из них фактически вывезли лишь 47 млн тонн), если железнодорожники не нарушат условия договора.
Также министр отмечает, что ключевым стало развитие туризма в Шерегеше. К 2035 году власти хотят в 3 раза увеличить турпоток, создать ещё 16 тыс. рабочих мест и 36 тыс. койко-мест для туристов. В следующем году планируется закрепить статус особой экономической зоны рекреационного типа «Горная Шория». Для развития туризма не только в Шерегеше готовят дополнительные льготы, а границы ТОР Новокузнецка планируют расширить (включить территорию аэропорта).
Новые резиденты ТОР
В 2023 году в регионе получили статус резидентов территорий опережающего развития пять организаций. Общий объём инвестиций составит более 8,3 млрд рублей, что позволит создать 5,1 тысяч новых рабочих мест.
Важнейший из проектов – строительство логистического центра «Вайлдберрис» в Юрге и «Озон» в Кемеровском районе (в 2025 году власти планируют передать ключи от складов ключевым арендаторам). Среди важных начатых инвестпроектов — гостиничный комплекс в Шерегеше, пищевой комбинат «Бегемага» и строительство дерево-перерабатывающего предприятия в Таштаголе.
Статус резидента Особой экономической зоны (ОЭЗ) «Кузбасс» получил «Азот-2», который построит модульную установку по производству жидкой углекислоты. Компания вложит в проект 1,1 млрд рублей и трудоустроит 45 специалистов.
В будущем правительство планирует развивать терминальную инфраструктуру для обработки контейнеров на территории региона. Кузбасс может стать крупным перевалочным пунктом для перевозки импорта с Дальнего Востока.
Логистический прорыв
Также в прошлом году 18 кузбасских предпринимателей заключили экспортные контракты на сумму 2,7 млн долларов США. Ирина Бусыгина, директор «Центра поддержки экспорта Кузбасса», рассказывает, что главной сложностью по-прежнему остаётся логистика.
Страны экспорта: Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, а также, Германия, Чехия, Норвегия и Испания.
Основные экспортные отрасли — горношахтное оборудование и машиностроение, продукция АПК (зерно, мука, мед, чай, мороженное), химия, продукция переработки, в т. ч. лесопереработка.
При поддержке центра пять компаний приняли участие в бизнес-миссии в Республику Беларусь (пищевая и химическая промышленность). Химия зашла успешно (идут переговоры по контракту), с пищепромом пока обсуждают вопросы.
Александр Щербинин, врио директора ГКУ «Инвестиционное агентство Кузбасса», 2023 год называет «логистическим прорывом»: из 68 обсуждаемых инвестпроектов 15 проектов заходят в активную фазу (это 60 млрд рублей инвестиций и около 16 тыс. рабочих мест), среди которых четыре крупных проекта по логистике.