Примерное время чтения: 5 минут
11187

Прощай, Мариинская? Ликёро-водочный завод оказался под угрозой закрытия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 09/03/2016
у Мариинска было много славных страниц в многовековой истории. Кончается ещё одна?
у Мариинска было много славных страниц в многовековой истории. Кончается ещё одна? / Павел Казаков / АиФ

Знаменитый на весь Кузбасс Мариинский ликёро-водочный завод с более чем 100-летней историей оказался на грани закрытия. Почему мы снова теряем одно из градообразующих предприятий, разбирался корреспондент «АиФ-Кузбасс».

Выживет элита

Как говорит Алексей Кабанченко, заместитель генерального директора ОАО «Синергия-Восток», в состав которого входит завод, речь о закрытии не идёт: «Мы слишком много средств вложили в это предприятие, чтобы сейчас от него отказываться. Было принято решение о сокращении производства и дальнейшем развитии одной из линий элитного алкоголя, который преимущественно будет уходить на экспорт». По утверждению Алексея Кабанченко, сокращение происходит в силу развития кризисной ситуации в стране и в результате регулярного повышения акцизов: «Начиная с 2012 г. акциз рос каждый год. Сейчас он составляет 500 рублей за литр.

Конечно, изначальная мотивация такой инициативы была правильной. Во-первых, повысить сборы в государственную казну; во-вторых, это пропагандировалось, как одна из мер борьбы с пьянством. Относительно нашей компании могу сказать, что за последние три года поступления в бюджет остались неизменны именно за счёт того, что акцизы повышались. При этом сбыт сокращался, поскольку мы оказались не в состоянии конкурировать с контрафактным алкоголем. В итоге по Кемеровской области реализация нашей продукции сократилась на 50%. Т. е. люди меньше пить не стали, а просто переключились на контрафакт, который стоит дешевле, ведь его минуют те самые сборы.

Согласно исследованиям рынка, которые проводили мы сами, доля суррогатного алкоголя в обороте составила 50-60%!» Получается, сейчас производить водку легально стало уже невыгодно. «Некоторое время мы продавали продукцию по цене ниже себестоимости, – говорит Алексей Кабанченко, – т. е. себе в убыток, получая прибыль за счёт элитных видов.

Это, кстати, происходит в данный момент и на других российских заводах. Учитывая все налоги и сборы, сейчас минимальная цена на полке для конечного потребителя должна составлять 246,1 руб. за бутылку. Однако те, кто налоги не платит, выставляют водку за 185 рублей. Для того чтобы нам выставить такую же цену, акциз должен снизиться хотя бы до 300 рублей».

Стареющий город

Что касается коллектива Мариинского ликёро-водочного завода, состоящего из 700 человек, то, по словам Алексея Кабанченко, часть сотрудников переводится на неполную рабочую неделю, естественно, с сокращением заработной платы, остальным обещают предложить места на других предприятиях компании по стране. Хотя, согласно подсчётам доцента кафедры экономической теории КемГУ Елены Гоосен, под увольнение попадёт около 400 человек, что, впрочем, для города с населением в 40 тысяч не является глобальным: «В целом для Кузбасса то, что происходит в Мариинске, – это не самое страшное. Вот, если бы, например, начались проблемы у машиностроительного завода в Юрге, тогда было бы хуже.

Есть вероятность, что люди смогут устроиться на другую работу, хотя, конечно, ситуация в Мариинске сложилась тревожная. Экономически руководство завода действует совершенно оправданно: когда сокращается внутренний рынок, то логичнее всего сосредоточиться на экспорте. Но лишиться работы на предприятии, где ты отработал много лет, тем более сейчас, когда уровень безработицы всё возрастает, – это очень тяжело. Тем более что в Мариинске процесс угасания города идёт уже не первый год.

Он быстро стареет. Самое интересное, что если вдруг сейчас случится какое-то чудо и там вдруг начнут развивать новое производство, то рабочих рук на это дело не найдётся. В любом случае нужно не плакать, а искать другие пути оздоровления территории, например, можно сосредоточиться на создании туристического кластера, ведь сейчас по всей стране идёт переориентация на внутренний туризм». Как бы то ни было, мы продолжаем терять завод за заводом, легенду за легендой. И каждая новая беда городского масштаба влечёт за собой сотни бед для каждой отдельной семьи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах