Искры гасит власть
Ситуация на разрезе заставила вспомнить волну шахтёрских забастовок 1989 г. и «рельсовую войну» 1998 г. В первый раз терпение шахтёров из Междуреченска лопнуло из-за отсутствия мыла, в течение недели встали практически все шахты области. Второй раз, не выдержав повальных сокращений, горняки из Анжеро-Судженска перекрыли Транссиб. Всякий раз искра шахтёрского недовольства загоралась на одной шахте и молниеносно распространялась по другим угольным предприятиям.
Станет ли новая забастовка началом очередного конца в угольной отрасли? «Невыплата зарплаты, перепродажа шахт за копейки, бегство собственников — такие случаи в Кузбассе случаются регулярно. Но власть оперативно старается их гасить, находя средства на погашение задолженности перед работниками. Поэтому системного кризиса я пока не вижу», — полагает политолог Андрей Полухин.
Тревожные звонки
Может, и нет системного кризиса, но «вспышки» невыплат то и дело происходят на угольных предприятиях. В начале года без денег сидели горняки «Коксовой-2» в Прокопьевске. Следователи несколько месяцев разыскивали владельца шахт «Тагарышская» и «Грамотеинская», скрывавшегося от обязанности платить по счетам.
В июле они возбудили дело в отношении руководства разреза «Томусинский», которое уклонялось от уплаты налогов в особо крупном размере. Сейчас сотрудники Следственного комитета завели уголовное дело на руководство «Степановского», которое с апреля по август не выплачивало зарплату.
Так, Владимир Петров (имя и фамилия изменены) работал на разрезе «Степановском», но в январе 2014 г. сам написал заявление на увольнение, как только подыскал новую работу. «Правильно, что уволился сам, — говорит Владимир. — Зарплату уже тогда задерживали на полтора месяца. Взрывов не было, значит, добыча не велась. Тогда понял, что ничего хорошего на этом предприятии уже не будет». Опыт экс-работника разреза — урок и для шахтёров, и для власти: умейте вовремя распознать симптомы болезни вашего предприятия.