Примерное время чтения: 5 минут
352

Битва за жизни раненых солдат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Аргументы и факты - Кузбасс 02/05/2012

Но у него была своя битва – битва за жизнь солдат, раненных на фронте. Все годы войны он проработал хирургом в военном госпитале и за это время выполнил более 3 тыс. операций.

Фото: Михаил Подгорбунский

Михаил Подгорбунский родился в Иркутской губернии в многодетной семье псаломщика. После окончания трехлетней школы родители отправили его учиться в духовную семинарию. Но когда пришло время принимать сан, Михаил отказался связывать свою жизнь со служением церкви, попросил отдать ему документы, чтобы поступить в Томский университет на медицинский факультет. Вступительные экзамены в университете уже закончились, но благодаря высоким оценкам в аттестате Михаила взяли в альма-матер. Спустя несколько лет после окончания ординатуры, когда Михаил Подгорбунский стал самостоятельным врачом, Новосибирский крайздрав отправил его в Щегловск, где в первой городской больнице он начал работать хирургом. Выпускник Томского университета стоял у истоков развития медицины в будущем Кузбассе.

Первый донор Кузбасса

Благодаря его работе в Кемерове в 1934 году была создана «скорая помощь», первое время к больным врачи ездили на лошадях. Михаил Подгорбунский организовал курсы медицинских сестер, выпускницы которых в годы войны вместе с ним спасали жизни раненых. А после того как выпускник медицинского факультета Михаил Подгорбунский в Москве ознакомился с работой центра переливания крови, в Кемерове при хирургической горбольнице по его инициативе открыли кабинет переливания крови. Однако становиться донорами кемеровчане боялись, для них эта процедура казалась страшной и опасной. И тогда Михаил Алексеевич решил показать безопасность процедуры на себе: он перелил свою кровь прооперированному шахтеру. Так Михаил Подгорбунский стал первым донором в Кузбассе.

На фронт!

Вечером 22 июня 1941 года Михаилу Подгорбунскому пришла повестка – на следующий день прибыть на Кемеровский вокзал.

– Папа рассказывал, что на поезде их сначала повезли в Томск, где был сформирован госпиталь: перевязочные, операционные, палаты. Он был полностью укомплектован персоналом, оборудованием. Госпиталь, где мой отец был начальником операционно-перевязочного взвода, получил назначение отправиться в Латвию, но, когда приехали в Москву, их отправили в Бородино, – вспоминает дочь Михаила Подгорбунского Наталья Михайловна. – Уже во время войны, когда продолжались бои под Москвой, Бакулев, главный хирург фронта, с инспекцией объезжал госпитали. Когда проверял госпиталь, где работал папа, был поражен организацией сортировки раненых. Мой отец сам руководил этим вопросом: когда солдаты только поступали, папа говорил, кого срочно на операцию, кто может подождать, у кого какие ранения и т. д. Ведь всем солдатам хотелось скорее получить медицинскую помощь, в панике «ходячие» могли затоптать тяжелораненых. А папа в первую очередь оказывал помощь «тяжелым», и благодаря этому солдаты выживали. И Бакулев был очень удивлен тому, что главный хирург сортирует раненых, спросил, почему он здесь, а не за операционным столом. На что папа ответил: «Операции могут проводить и мои помощники, а определить, не раздевая солдата, серьезность ранения может только опытный хирург, поэтому я здесь». За такую инициативу отца назначили главным хирургом третьей линейной армии.

Встреча с земляком

За годы войны Михаил Подгорбунский выполнил более 3 тыс. операций повышенной сложности. Всех своих пациентов Михаил Алексеевич, конечно, не мог запомнить. Но вот встреча со своим земляком навсегда осталась в его памяти.

Придя в себя после операции, раненый боец прошептал:

– Перенестись бы сейчас в Кемерово. Хирург у нас есть – Подгорбунский, он бы обязательно меня спас…

– А ты его видел, хирурга этого? – спросил Подгорбунский.

– Лично не довелось, но родня рассказывала о нем легенды, – ответил солдат.

– Тогда давай знакомиться. Я и есть тот кемеровский хирург, могу документы показать, – представился Михаил Алексеевич.

И земляк Подгорбунского выжил и вернулся домой.

После войны

Сам же Подгорбунский – обладатель двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степеней, медалей «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» – вернулся в Кемерово в октябре 1946 года. Он возглавил хирургическое отделение областной больницы. Михаил Алексеевич был первым хирургом в Кузбассе, который выполнил операции на пищеводе, легких, сердце.

В 1959 году под руководством Михаила Подгорбунского была организована кафедра факультетской хирургии Кемеровского государственного медицинского института, которую он и возглавил. Михаил Алексеевич очень хотел, чтобы его дочери Сталина и Наталья пошли по его стопам и стали врачами, но этого не случилось.

– Сталина уехала в Ленинград и после обучения в институте стала инженером-оптиком. Когда я перешла в восьмой класс, папа стал меня агитировать поступать в медицинский институт. Но мне так надоели его уговоры, что после окончания школы я тоже решила уехать в Ленинград, отучилась в электротехническом институте, вернулась в Кемерово и около 40 лет преподавала в политехническом институте, – рассказывает Наталья Михайловна.

А вот сын Натальи Михайловны Михаил мечтал пойти по стопам деда и стать врачом. Его мечта осуществилась. Вот уже много лет он работает врачом в хирургическом отделении Кемеровской областной больницы. В отделении, которое почти 70 лет назад создал его дед – почетный гражданин Кемерова, заслуженный врач РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Подгорбунский.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах