И всё же в последние годы всё больше кузбассовцев переходят на новый стандарт жизни и ездят на работу в другие города, даже на другой край области. Причины у всех разные.
Спутники и соседи
Каждое утро в городе-спутнике Лесная Поляна начинается с массовой миграции жителей городка в Кемерово. Большинство едет на собственном транспорте, а кто-то и на автобусе, но все в одном направлении – на работу. Транспортные и временные расходы жителей Лесной Поляны не смущают – это не нужда, а привилегия.
– Люди здесь живут вполне обеспеченные, пожалуй, большинство могло бы приобрести квартиры и в Кемерове, но здесь воздух чище, да и поселок благоустроенный и считается элитным, – объясняет Ирина Пушкина, жительница Лесной Поляны.
Людской поток рано утром и вечером можно наблюдать, пожалуй, в каждом пригородном маршруте областной столицы: жители Кемеровского района зачастую устраиваются на работу в Кемерово – и вакансий там больше, и заработки выше. Причём трудовой симбиоз крупного города и прилегающих небольших городов можно увидеть не только в Кемерове и Кемеровском районе, но и в других частях региона. Например, частенько курсируют на работу из одного города в другой жители «южного созвездия» Кузбасса – городов Новокузнецка, Осинников, Мысков, Калтана. А в центральной части области тесные трудовые отношения объединяют жителей Белова, Гурьевска, Салаира, Полысаева и Ленинска-Кузнецкого. Да что там простые работяги – в сфере власти тоже идёт «трудовая миграция». Например, руководители новокузнецкого драмтеатра Марина Евса и комитета по делам молодёжи г. Новокузнецка Олег Комяков – выходцы из администрации города Осинники. Похожая картина в Белове: вслед за новым главой города Игорем Гусаровым (бывшим директором Моховского разреза и жителем Ленинска-Кузнецкого) в 2011 году в беловскую администрацию пришли люди из городов-соседей Ленинска-Кузнецкого и Полысаева.
– От дома до работы – километров 30, т. е. 20-25 минут поездки на служебном автомобиле, – говорит житель города Полысаево Алексей Филюков, новый директор Беловского спецавтохозяйства. – Домой на обед, как раньше, съездить, конечно, не получается, да и возвращаешься позже, но в остальном никаких трудностей нет. В город и его проблемы вжился быстро – соседи же.
Охота за работой
Впрочем, служебный автомобиль и несколько минут в дороге для большинства однодневных трудовых мигрантов – невиданная роскошь. Поездки зачастую оборачиваются трудностями. Например, жительница Кемеровского района Елена Елескина, продавец в кемеровском торговом центре, каждый день почти час сидит в привокзальном кафе, ожидая начала рабочего дня, т. к. её автобус приходит слишком рано. А найти работу поближе к дому не так просто. Например, из Анжеро-Судженска горняки с закрывшихся шахт с утра пораньше на вахтовках вынуждены разъезжаться по разным городам – в Берёзовский, Белово и даже в Новокузнецк, причём Анжерку не назовешь исключением из правил. Точно такая же ситуация складывается для ряда профессий и в других территориях региона.
– Ни на одном из берёзовских разрезов для меня работы не нашлось, – вспоминает житель Берёзовского Николай Чернышков. – В итоге даже профессию сменить пришлось – теперь я не горный инженер, а инженер лаборатории диагностики шахтового оборудования. Работаю на Кемеровском предприятии, которое обслуживает все Берёзовские горные предприятия. Вот и получается, что с утра из Берёзовского еду в Кемерово, в офис, а вечером опять возвращаюсь в родной город.
«Маятниковая миграция» – так официально называются ежедневные поездки из одного города в другой до места работы и обратно. Отследить её трудно, т. к. официальной статистики по количеству людей-маятников нигде нет, да и вряд ли будет. Но в департаменте труда и занятости отмечают, что трудовая миграция – это знак времени: в последние два года миграционный поток очень сильно увеличился. Всё, как в поговорке: «Рыба ищет где глубже, человек – где лучше». Вот и едут люди в поисках лучшей доли и в соседние города, и в соседние регионы из Кузбасса и в Кемеровскую область – из других регионов.
Екатерина БУХТИЯРОВА