Светлана Николаевна Чабан, учитель технологии специальной (коррекционной) школы-интерната № 36 города Белова, превратила увлечение ботаническими барельефами в педагогический инструмент.
Она не просто создаёт картины из трав и цветов, а помогает детям увидеть волшебство в каждом мгновении и обрести уверенность в себе.
От увлечения к призванию
«Я творческий человек, и мне всегда было важно видеть красоту в мелочах. Этим летом открыла для себя новый вид искусства — технику ботанического барельефа», — рассказывает kuzbass.aif.ru Светлана.
В этой технике её привлекает возможность преодолеть время: «Ты словно бросаешь вызов хрупкости, превращая нежный листок или цветок в прочный тактильный объект, который будет жить десятилетиями. Это магия запечатления мгновения», — делится она. Светлана не ограничивается созданием барельефов — она превратила это искусство в эффективный педагогический инструмент. Её путь в образование был связан с убеждением, что каждый ребёнок талантлив, и задача педагога — помочь раскрыть этот талант.
«Для меня самое важное в работе с детьми — создать ситуацию успеха. Когда ребёнок, который, возможно, привык к неудачам в других сферах, видит, что у него получается сделать что-то красивое и настоящее своими руками, — это меняет его самоощущение», — объясняет Светлана. В каждом ученике она стремится видеть не проблему, а потенциал, терпеливо помогая ему раскрыться.
Отпечаток истории
Источник вдохновения Светлана находит в повседневном окружении. «Вдохновение повсюду. Не в каких-то экзотических местах, а в обычном парке, на обочине деревенской дороги, даже в трещине на асфальте», — признаётся она.
Особую любовь она питает к папоротникам и полевым травам с их сложной ажурной структурой. И больше всего её вдохновляет не само растение, а история, связанная с ним: «Сорванный ребёнком одуванчик, ветка дерева, под которым ты сидел... Барельеф становится не просто картинкой, а хранителем памяти».
Процесс создания барельефа требует последовательности и внимания к деталям. Светлана подробно описывает технологию: начинается всё с заготовки растений, которые нужно правильно собрать и выложить в глину. Затем она составляет композицию: растения раскладывает на подготовленной поверхности.
После этого заливает специальной смесью. «Это самый волнующий момент, так как до полного застывания ты не видишь конечного результата», — отмечает мастерица. Завершающий этап включает извлечение и финальную обработку готового отпечатка, который иногда тонируется для подчёркивания деталей.
Красота может быть прочной
Работа с барельефами стала для Светланы глубокой метафорой её педагогической деятельности. Она сравнивает ранимых детей с хрупкой красотой растений, в каждом видит уникальный рисунок личности: «Моя работа как педагога — создать ту самую „прочную основу“ — атмосферу принятия и безопасности, в которой их внутренняя красота сможет проявиться, закрепиться и обрести уверенность. Я не „леплю“ их, а помогаю их собственной сути проявиться в полную силу», — говорит она.
Светлана делится своим искусством со всеми желающими, но основная её аудитория — дети, в том числе из коррекционных классов«.
Для неё это не просто обучение ремеслу, а терапия творчеством. «Работа с природными материалами успокаивает, учит концентрации и терпению. А главное — результат виден сразу, и он прекрасен. Это даёт мощнейший заряд веры в себя», — убеждена педагог.
Для детей это ещё и «курс внимательного взгляда» на природу. Больше всего их удивляет момент превращения. «Когда они видят, как хрупкий цветок, который сами сорвали, превращается в каменный слепок, раздаются возгласы: „Это волшебство!“ или „Смотри, он теперь навсегда!“. Их поражает, что красота может быть такой прочной», — улыбается Светлана.
Как алхимик
На вопрос о том, кем она себя считает — художником или учёным, Светлана отвечает без колебаний: «Мне очень близко слово „алхимик“. Художник видит красоту, учёный понимает свойства материалов, а алхимик превращает одно в другое, наполняя процесс смыслом». В своей работе она превращает мимолётное в вечное, хрупкое в прочное, и в этом процессе есть доля настоящего волшебства.
Светлана убеждена, что освоить изготовление ботанического барельефа может каждый. Основная сложность заключается в терпении и внимании к деталям. «Начать нужно с простого: найти неброское, но фактурное растение и попробовать сделать оттиск в самозастывающей глине или солёном тесте. Главное — начать, а дальше процесс увлечёт», — советует она.
Хрупкая красота
Работа с барельефами научила Светлану и важным педагогическим принципам — глубинной терпимости и умению ждать. «Растение нельзя торопить, когда оно сохнет. Гипс нельзя торопить, когда он застывает. Так и с детьми: у каждого свой темп „застывания“, свой срок раскрытия», — проводит параллель педагог. Необходимо создать подходящие условия и дать время, не подгоняя и не нарушая естественный процесс развития.
У Светланы есть амбициозная творческая цель: «Моя мечта — создать большую „Ботаническую летопись“ — серию барельефов, которые бы рассказывали об исчезающих растениях нашего региона». Она видит этот проект не просто как художественное произведение, а как образовательную и экологическую инициативу, которая поможет и детям, и взрослым разглядеть хрупкую красоту, находящуюся под угрозой исчезновения.
В чём секрет подорожника
Если бы Светлана могла подарить каждому человеку один барельеф, её выбор был бы символичным. «Я бы подарила барельеф самого обычного подорожника — растения, которое прорастает сквозь асфальт и залечивает раны», — говорит она. И к этому подарку она приложила бы особое послание: «Ваша красота уникальна и достойна того, чтобы остаться в вечности. Будьте же и вы столь терпеливы и жизнестойки, как это скромное растение. Заметьте хрупкость вокруг и станьте для неё прочной основой».
Через своё искусство и педагогическую работу Светлана не просто создаёт красивые предметы — она учит видеть красоту в обыденном и ценить каждое мгновение жизни, делая его вечным.



«Это чудо». Незнакомец перевел 200 миллионов неизлечимо больному мальчику
«Мечтаю полетать на истребителе!» Как авиапоэт Климахин рифмует небо и землю
«Или верну деньги!» Гид Ткаченко раскрыла, сколько и за что платят туристы
«Задержусь надолго». Как 25-летняя учительница переехала из города в село
Глухие — мнительные. Сурдопереводчик Заворотная раскрыла тонкости профессии