Аргументы и Факты
kuzbass.aif.ru
16+
Кузбасс
Аргументы и Факты
kuzbass.aif.ru
16+
Кузбасс
Примерное время чтения: 8 минут
132

«Задержусь надолго». Как 25-летняя учительница переехала из города в село

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 40. АиФ в Кузбассе № 40 01/10/2025

Пять лет в России действует программа «Земский учитель». За это время в сёла и посёлки Кузбасса приехали работать более 100 педагогов. Одна из них — Екатерина Кившарь, учитель географии и информатики в Верхотомской школе Кемеровского округа. Что её вдохновило выбрать такой путь, какие трудности пришлось преодолеть и как найти общий язык с современными школьниками, у kuzbass.aif.ru.

Все сложилось удачно

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Екатерина, расскажите, как вы пришли в профессию? Что повлияло на ваше решение стать учителем?

Екатерина Кившарь: Не скажу, что мечтала о профессии учителя с детства. Но в какой-то момент поняла, что хочу этим заниматься. Принять это решение во многом помог мой классный руководитель, учитель географии Никита Александрович Вакилов. Он проводил уроки с таким энтузиазмом и любовью к предмету, что просто влюбил меня в географию. И именно он вдохновил меня поступить в КемГУ на педагогическое направление. Кроме того, моя тётя, Светлана Сергеевна Конешова, почётный работник воспитания и просвещения РФ, также сыграла немалую роль в моём выборе.

— Вы стали участницей программы «Земский учитель». Что стало решающим фактором при выборе этой программы? Что, по-вашему, могло бы сделать её ещё более привлекательной для молодых педагогов? И планируете ли вы остаться в селе через пять лет?

— Желание жить в сельской местности возникло ещё во время учёбы в университете. Мы с мужем начали искать участок для нашего будущего дома именно в селе Верхотомское — нас привлекло это место по многим причинам. Параллельно я искала вакансию по своей специальности. Верхотомская школа оказалась идеальным вариантом, а программа «Земский учитель» стала приятным бонусом и поддержкой молодого специалиста. Всё как-то очень удачно сложилось.

Сложно сказать, что может сделать программу привлекательнее. Мне кажется, всё зависит от внутреннего состояния и призвания. Если душа не лежит к этому делу, никакая поддержка не поможет. Я не воспринимаю это как контракт, который нужно просто отработать. Это звучит удручающе. Я пришла работать, учить детей, развиваться самой и получать удовольствие от каждого дня в школе. Это было осознанное решение и искреннее желание, а не просто вынужденная необходимость. Поэтому я планирую работать в школе и через 5, и через 10 лет! В селе мы тоже планируем задержаться надолго — здесь будет наш дом, наша семья.

Амбиций много

— Как отреагировали ваши родители и друзья на решение переехать из города в село? Поддержали ли они вас? Как отнёсся к этому ваш муж?

— Конечно, разговоров было много: «А как? А что?» Многие советовали хорошо подумать, чтобы не совершить ошибку. Но не попробуешь — не узнаешь — это девиз нашей семьи. Мы с мужем — настоящие авантюристы! К слову, переехать в село было именно его идеей, а я её поддержала. Муж работает в Кемерове и не планирует менять работу. Это было одним из факторов, почему мы искали село недалеко от города. Ребёнок пока ещё маленький, чтобы принимать участие в таких решениях, но свежий воздух и природа ему будут только на пользу.

— Что оказалось самым неожиданным в работе сельского учителя по сравнению с вашими представлениями во время учёбы в университете? Что было самым сложным? И как школьники приняли молодого педагога?

— Сельский учитель, школа и дети ничем не отличаются от городских! Самым сложным для меня были и остаются ранние подъёмы, но это дело поправимое. Отношение школьников поначалу было настороженным. Они проверяли меня на прочность, пытались найти слабые места. Но постепенно, когда ребята увидели мою искренность и заинтересованность в их успехах, отношение изменилось.

Самое сложное в общении с детьми — удержать баланс между строгим контролем и дружеским контактом. Как и всех современных детей, их интересуют компьютерные игры, социальные сети, кто-то увлекается спортом, творчеством, кто-то играет на барабанах. Амбиций у детей сейчас много, цели грандиозные, и мы, учителя, помогаем им реализоваться, делимся знаниями и опытом. Кто-то мечтает работать с детьми, кто-то хочет спасать людей в МЧС, а кто-то стать компьютерным гением.

— Говорят, что в сельских школах часто не хватает современного оборудования и ресурсов. С какими сложностями вы сталкиваетесь в этом плане? Что для вас будет означать успех через пять лет работы в Верхотомской школе?

— Поверьте, в Верхотомской школе столько современного оборудования, что я, человек, всю жизнь проучившийся в городской школе и в КемГУ, иногда не знаю, с какой стороны к нему подойти! Но хорошо, что есть курсы и Интернет, где можно узнать, как всем этим пользоваться.

Если говорить про успех и результаты, нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Но в первую очередь, для меня успех — это хорошая сдача ОГЭ моими учениками. А результатом моего труда и стараний будет благодарность учеников и их родителей.

Не Googlом единым

— В век Интернета роль учителя трансформируется. Каким хотят видеть ученики современного учителя? И как вы видите роль искусственного интеллекта в обучении?

— Как минимум учитель учит детей отличать правду от фейков, видеть причинно-следственные связи, развивать этические и социальные навыки, связанные с использованием информационных технологий.

Современные дети хотят видеть учителя, вовлечённого в их жизнь, который понятно и доступно объясняет материал, относится ко всем ученикам одинаково, независимо от их способностей, и не боится пробовать новые подходы и способы обучения. Я не против использования искусственного интеллекта в качестве помощника, как источника идей. Это неплохой инструмент, который может облегчить работу, дополнить традиционную систему образования, но никак не заменить её. Живое общение, поддержка ученика в сложные моменты, настрой и психологическое состояние — с этими задачами пока может справиться только живой человек.

— Насколько сегодня важно для учителя быть активным в социальных сетях? Используете ли вы их для общения с учениками и родителями?

— Я не очень активный пользователь социальных сетей, но в современной школе это необходимый инструмент. Хотя бы для того, чтобы оперативно делиться информацией об учебном процессе, создавать образовательный контент, вовлекать родителей в жизнь школы и детей. Мы, безусловно, используем соцсети для общения с детьми.

ОТКРЫТКИ 

— Что бы вы хотели сказать своим ученикам в День учителя и как бы поздравили коллег?

— Ученикам хочу сказать спасибо за вашу энергию, любознательность и стремление к знаниям. Каждый день, проведённый с вами, — это настоящее вдохновение! Желаю вам развития ваших талантов, уверенности в себе и умения находить радость в каждом дне. Коллегам хочу сказать спасибо за наше совместное творчество, поддержку и взаимопонимание. Желаю вам крепкого здоровья, профессиональных достижений и неиссякаемой энергии. С праздником, дорогие коллеги! Пусть этот год будет самым успешным и плодотворным!

Досье
Екатерина Кившарь, учитель географии, информатики в Верхотомской школе Кеме 2f8 ровского муниципального округа. Родилась 28.03.2000 в Кемерове. Окончила Кемеровский государственный университет, учитель географии и экономики. Также закончила магистратуру КемГУ социально-экономическая география и цифровая пространственная аналитика. Переподготовка на учителя истории, обществознания и информатики.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах