Преподаватель истории и обществознания школы № 8 города Топки Алексей Третьяков стал лучшим учителем Кузбасса-2021 и будет представлять область в сентябре на российском конкурсе.
О том, легко ли ему далась победа, как найти общий язык с учениками, чем привлечь их внимание и как стать лучшим в своей профессии, он рассказал «АиФ в Кузбассе».
Знал, что стану победителем!
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Алексей Юрьевич, почему решили участвовать в конкурсе? Что было самым сложным?
Алексей Третьяков: Задумался об этом ещё три года назад, но не смог должным образом подготовить все нужные для конкурса документы. В этом году подошёл более серьёзно: начал готовиться за три месяца. Сначала я стал победителем муниципального этапа. Региональный проходил в два этапа: отборочный и очный.
Первый проходил в заочном формате: жюри оценивало методический семинар, педагогическое эссе и личные сайты каждого участника. Отобрали 33 претендента, которые уже приняли участие в очном этапе: показывали мастер-класс по своим педагогическим наработкам, вели урок и участвовали в педагогических дебатах.Причина неадекватного поведения детей - недюлюбленность, невнимание со стороны родителей. Сейчас взрослым некогда - они работают по 12 часов в сутки, большинство интересуются делами детей формально. Поэтому, чтобы привлечь внимание родителей, дети начинают, например, хулиганить в школе.
Конкурс длился три дня. Для меня самым сложным было провести урок за 20 минут. Мне досталась трудная, но очень интересная тема: общественное движение в годы правления Александра III. По итогу этапа в марте выбрали 10 претендентов и лишь спустя два месяца на губернаторском приёме объявили победителя.
- Что помогло стать лучшим? Победа стала неожиданностью?
- Я с самого начала чувствовал, что смогу стать первым. Это внутреннее убеждение и уверенность не покидали меня на протяжении всего конкурса. Возможно, такой настрой сыграл свою роль. К тому же я долго и тщательно готовился. От уроков меня никто не освобождал, плюс ко всему в этом году выпускались ученики, у которых я был классным руководителем.
Российский этап состоится в сентябре, я к нему уже начал готовиться, хотя задания примерно такие же. Пройти он должен в Ростове-на-Дону. Каждый раз выбирается тот город, где живёт победитель конкурса прошлого года. Надеюсь, в следующем году он пройдёт в Кузбассе.
- На российском конкурсе традиционен вопрос министру образования РФ. О чём бы вы спросили?
- Когда прекратятся изменения в системе образования? С 1990-х годов её постоянно реформируют. На уроке мы разбираем с детьми понятие «реформы». Они не могут идти бесконечно. Их нужно провести, подвести итоги и получить обратную связь. От изменений уже устали все: дети, родители, учителя.
Не пошёл в силовики
- Почему вы стали учителем? Профессия не такая уж престижная и хорошо оплачиваемая для мужчины…
- Я окончил кадетскую школу-интернат, поступил в Кемеровский государственный университет на факультет международных отношений. У меня две специальности: историк и учитель истории и обществознания. Первая позволяла мне работать в полиции, куда, собственно, я и пошёл устраиваться после окончания университета.
Но когда проходил медкомиссию, встретил в больнице свою бывшую школьную учительницу. От неё узнал, что в школу, где учился до 9 класса, требуется учитель истории и обществознания. Она посоветовала не торопиться с полицией, а подумать и сходить в школу. Поговорив вечером со своими близкими, я и решил так поступить.
Теперь, спустя шесть лет, понимаю, что сделал правильный выбор. Это моё! А что касается престижа и малооплачиваемости, тут всё зависит от самого человека: если ему нравится, то и профессия будет для него престижной, и заработать он сможет.
- Когда пришли работать в школу, ожидания и реальность сильно отличались? Помните свой первый урок?
- Конечно! Ожидания сформировались во время университетской практики: мы вели уроки, было и классное руководство. С этими мыслями я и пришёл в школу, а тут, как оказалось, столько бумажной работы! На заполнение бумаг я трачу больше времени, чем на подготовку и проведение уроков.
Что касается первого урока… Я устраивался в школу в конце августа и через два-три дня должен был вести первый урок в
9 классе. Страшно, конечно, было. Но мне хорошо помогли дети, они c пониманием отнеслись к тому, что я молодой.
На уроке мы разбираем с детьми понятие «реформы». Они не могут идти бесконечно. Их нужно провести, подвести итоги и получить обратную связь. От изменений уже устали все: дети, родители, учителя.
- Как думаете, каким должен быть современный учитель, чтобы его уважали дети?
- Прежде всего активным, постоянно развивающимся и самосовершенствующимся. Современные дети очень отличаются от тех, которые были 10-20 лет назад. Раньше учитель был их главным источником информации, теперь - нет. Нужно быть с детьми на одной волне, как говорится, быть в тренде: вести сайт, записывать видеоуроки, общаться с ними в соцсетях, мессенджерах. А ещё уметь вести уроки интересно. Иначе не будешь интересен ученикам, а значит, и мотивации учиться у них не будет. Также нужно быть отличным психологом, чтобы вовремя предотвращать конфликтные ситуации, разбираться с возникшими проблемами.
Детей нужно воспитывать!
- Как справляетесь с детьми и что делаете, когда ученики начинают «качать права»?
- В общении мне помогает армейская выдержка и где-то даже командный голос. К сожалению, не все дети реагируют на спокойный тон. В этом плане мне ближе советская система образования. Сейчас есть наказания для учителей, родителей, а для детей ничего нет. У нас нет рычагов воздействия на них. Дети привыкли, что им ничего не будет. Они не умеют соблюдать дисциплину. Отсюда возникают такие инциденты, как, например, стрельба в казанской школе.
Детей в школе нужно сразу приучать к простейшей дисциплине, без этого нормального учебного и воспитательного процесса не будет.
Другая причина неадекватного поведения детей - недюлюбленность, невнимание со стороны родителей. Сейчас взрослым некогда - они работают по 12 часов в сутки, большинство интересуются делами детей формально. Поэтому, чтобы привлечь внимание родителей, дети начинают, например, хулиганить в школе. В этом случае они уж точно привлекут внимание своих родителей! Всегда говорю родителям: станьте для детей другом, говорите с ними, будьте в курсе их проблем. А ещё обязательно будьте примером и следите за собой. Ведь дети копируют поведение своих родителей.
- Считается, что советское образование было намного лучше, чем современное. Так ли это?
- Раньше оно было направлено на всестороннее развитие человека, в итоге получался средний специалист, который разбирался в разных науках. Теперь образовательная модель другая - мы получаем высококлассного специалиста, но в узкой отрасли. Считаю, что с точки зрения времени она более оправданна. А изменить хотел бы вот что: ввести воспитательные элементы в школьную программу. Сейчас воспитанием занимаются только родители, у которых на это совсем нет времени. Нужно вернуть приоритет школе.
- Как вы привлекаете внимание детей на уроках? Исторические костюмы не надеваете?
- Нет, у меня есть другие фишки. Например, тем детям, которым интересно видеоблогерство, я даю задание - создать видеоролик по определённой теме. Ведь это совсем непросто: нужно суметь разобраться в программе, продумать сюжет, набрать материал, оформить его. Или предлагаю написать интервью с исторической личностью. Причём полностью - и вопросы, и ответы. Постоянно чередую формы и виды работы, стараюсь не повторяться.
- Сейчас проблема № 1 - гаджеты. Как боретесь с этим?
- На уроках телефоны забираю. А в свободное время как классный руководитель стараюсь детей чем-то занять. Каждые каникулы мы выезжаем вместе с родителями и детьми на турбазу: играем в футбол, жарим шашлыки, просто отдыхаем. Это здорово сближает.