Примерное время чтения: 6 минут
152

Воспитать думающего читателя. Что такое детская библиотека сегодня

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ в Кузбассе № 11 15/03/2023 Сюжет Кузбасская семья: пусть будет больше детей!
Книги по-прежнему интересны детям.
Книги по-прежнему интересны детям. / Наталья Майнгардт / Из личного архивa

Хранилище книг для избранных, ликвидация безграмотности, центр просвещения? Что осталось от функции сбора и хранения книг и чем сегодня библиотека может привлечь юных читателей?

Об этом и многом другом рассказала директор ГАУК «Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодёжи» Наталья Майнгардт.

Интернет и гаджеты в помощь

Татьяна Аряшкина, kuzbass.aif.ru: Наталья Леонидовна, в наше время библиотеки, наверное, во всём мире испытывают нелёгкие времена. Как выстраиваете свою работу для привлечения посетителей, которые  с детства  пользуются гаджетами и не читают? И чем в этом плане детская библиотека отличается от взрослой?

Наталья Майнгард: Современная библиотека многогранна. В соответствии с тенденциями развития мира она перестраивается вместе с обществом. И, на мой взгляд, делает это успешно. Приведу пример. Однажды в поликлинике медсестра, оправдывая свою не очень быструю работу, в сердцах сказала, что в связи с внедрением новых технологий добавилось обязанностей, так как приходится вести всё в электронном и бумажном виде, и это никогда не закончится!

В библиотечном деле уже давно каталоги ведутся в электронном виде, данные о читателях тоже, дублирование кануло в Лету, приближение к цифровой транс­формации в библиотеках началось ещё в 90-е годы прошлого столетия. Для нас применение в работе автоматизации и «цифры» стало обычным делом.

Ежегодно растёт выдача книг в цифровом формате. Возьмём ЛитРес - выдача из этого фонда стабильно вырастает в два раза по сравнению с предыдущим годом. Мы помогаем нашим пользователям осваивать цифровые технологии. Например, востребованы курсы по созданию компьютерных игр и робототехнике.

Взрослым в библиотеке не менее интересно, чем детям.
Взрослым в библиотеке не менее интересно, чем детям. Фото: Из личного архивa/ Наталья Майнгардт

Отличие детской библиотеки от взрослой, казалось бы, понятное. Но для многих станет неожиданностью, что наша библиотека предоставляет информацию во всех форматах для читателей разного возраста и предлагает мероприятия, адресованные и детям, и взрослым. Ведь наша библиотека работает и для молодёжи, а это уже взрослые люди. Например, в нашем фонде есть коллекция книг с необычным типографским оформлением, где звучит музыка, вырастают деревья, неожиданно появляются герои. Высокой популярностью пользуются комиксы.

Отличие детской библиотеки ещё и в том, что здесь больше используются интерактивные формы и живое общение, чего так не хватает в нашем динамичном мире. Показатели посещаемости нашей библио­теки из года в год растут в среднем на 15%.

- Каков портрет современного библиотекаря? Что он должен уметь кроме выдачи книг?

- Это многостаночник: ему необходимо владеть компьютерными программами как общего назначения, так и профильными, уметь общаться на просторах интернета и с приходящими в библиотеку за книгой читателями.

Библиотекарь - это и организатор просветительского и культурно-досугового мероприятия. Один и тот же сотрудник библиотеки для детей и молодёжи может сейчас представлять персонаж, проводя интерактивное литературное мероприятие, через час формировать список для заказа новых изданий в фонд, а чуть позже давать мастер-класс по изготовлению открытки по мотивам прочитанных произведений.

Но в первую очередь это люди, умеющие работать с информацией, прекрасно ориентирующиеся в мире литературы, способные дать рекомендации по выбору книги для самоподготовки или увлекательного чтения, организовать «активность», вовлекая пользователя в действо вокруг книги, построить разговор с разными людьми.

Место встреч по интересам

- Высказывание «в библиотеке должна быть тишина» сегодня актуально?

С дедушкой можно и почитать, и поболтать. Фото: Из личного архивa/ Наталья Майнгардт

- В читальном зале, куда наши пользователи приходят для чтения и самоподготовки - да, разумеется. Но нужно помнить, что современная детская и молодёжная библиотека - это не только читальные залы, но и место встреч по интересам, литературные праздники и конкурсы, которые трудно представить без общения, шума и даже песен и танцев. Нам удаётся развести шумные и тихие занятия по разным этажам и залам, чтобы одним было комфортно читать и готовиться к занятиям, другим делиться впечатлениями о прочитанном, читать вслух произведения собственного сочинения или играть в интеллектуальные игры.

- Как воплощается в жизнь в вашей библиотеке национальный проект «Культура»?

- Национальный проект «Культура» - это мощное комплексное событие. На мой взгляд, это некий импульс, нацеленный на развитие сферы культуры, в том числе и библио­течного дела. Те мероприятия, которые сейчас проходят в рамках проекта, будут многие годы работать на благо нашего общества, они помогают сформировать базу для сохранения традиционных ценностей и обеспечения роста человеческого капитала, как бы громко это ни звучало.

Нельзя заставить любить книгу

- Скажите, в наше время библиотека может научить ребёнка любви к чтению?

- Для библиотеки в одиночку  это сложная задача. Все мы родом из детства, из семьи. Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка успешным, не придавая значения тому, что самые стойкие убеждения, жизненные основы закладываются в детстве.

Не все родители понимают, что немаловажную роль в познании мира, себя и других людей играет чтение. Детский сад, школа могут научить ребёнка правилам поведения, читать, считать, помогут освоить науки, но привычки и жизненные нормы - это из семьи, а  образовательные и культурные учреждения, какой и является библиотека, здесь помощники.

В деле формирования любви к книге и чтению библиотека - эффективный помощник, именно здесь ребёнок видит книжное богатство, каждая книжка ему доступна, есть свобода выбора.

В библиотеке ребёнок может встретить друзей по интересам и обсудить прочитанное, здесь проходят мероприятия, которые поддерживают интерес к чтению: интеллектуальные игры, театральные постановки, встречи с авторами и многое другое. Благодаря общим усилиям формируется читатель, думающий и умеющий применять полученные знания на практике, способный понимать и принимать мир.

ДОСЬЕ:
Наталья МАЙНГАРДТ. Родилась в г. Берёзовском Кемеровской области. Окончила Кемеровский университет культуры и искусств по специальности «технология и автоматизированная обработка информации». Прошла все ступени профессионального роста - от библиотекаря до директора Государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодёжи. Является экспертом в автоматизации библиотечных процессов и создании информационно-библиотечных ресурсов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах