Примерное время чтения: 7 минут
197

Смартфон – детям. Чему научат «развивайки»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ в Кузбассе № 15 12/04/2023
Гаджеты детям давать не стоит, так как никакой пользы нет.
Гаджеты детям давать не стоит, так как никакой пользы нет. ru.freepik.com

«Огромная просьба воспитателей: не давать в садик смартфоны и планшеты! Дети весь день сидят в гаджетах, портят себе зрение».

Это сообщение в одном из кузбасских чатов. Подобные записи хоть раз появлялись в любом родительском сообществе детских садов и классов.

Вопросы о том, когда нужно давать детям смартфон, часто задают Надежде Тальниковой, медицинскому психологу женской консультации № 1 НГКБ № 29 имени А. А. Луцика.

Бесполезные «развивайки»

Аргумент №1: в гаджетах много развивающих приложений. Есть тысячи компьютерных программ, которые направлены на развитие компонентов интеллекта. Они доступны любому. Значит, можно дружно усадить и взрослых, и детей за эти программы и развить их интеллект до нужного уровня. Почему этого не происходит? Наоборот, «развивайки» не только не дают ожидаемого эффекта, а даже вредят.

«Познавательные процессы довольно специфичны и зависят от особенностей нервной системы, темперамента, воли, восприятия. Каждый хорошо знает свою профессиональную область. Значит, и знает, что внимание, память и мышление направлены на решение специфических задач. Например, психолог будет внимателен к определённым процессам в ходе консультирования, но в иной профессиональной деятельности не обратит должного внимания даже на, казалось бы, простой объект. Требуется достаточно времени, чтобы перестроить свои когнитивные процессы на другую область деятельности. Следовательно, развитие внимания к кружочкам и крестикам может оказаться неэффективным в случае, когда нужно быть внимательным к другим объектам, процессам, явлениям», - объясняет Надежда Тальникова.

Кроме этого, развитие должно быть максимально приближено к реальным жизненным задачам. Ведь от того, что человек успешно проходит все уровни в компьютерных гонках, он не становится водителем-профессионалом.

«Сравнивая мозг с компьютером, некоторые родители и вправду решили «закачать» в ребёнка знания – ту же таблицу умножения. Полагают, что, вызубрив её, ребёнок будет хорошо заниматься по математике. Это тоже не так. За любым математическим действием стоит смысл. Следовательно, ребёнок сначала должен понимать принцип таблицы умножения. Можно и трёхлетку обучить «дважды два - четыре», но сможет ли он пользоваться этим? Знание ли это тогда?», - рассуждает специалист.

По её словам, есть очень узкий круг программ, которые могут помочь детям освоить что-то и автоматизировать, например, заучивание простых слов иностранного языка или слепой набор текста.

«Если отрабатываемый в программе навык максимально приближен к реальной деятельности в жизни, то программа может быть полезной. Во всех остальных случаях такого переноса может не происходить. Живой учитель-профессионал своего дела по-прежнему остаётся единственным, кто может эффективно развивать, обучать вашего ребёнка. Поскольку педагог видит характер, работоспособность, индивидуальность, ошибки, настроение ребёнка. Это не делает ни одна компьютерная программа», - делает вывод эксперт.

Продвинутые и информированные

Аргумент №2: вдруг ребёнок отстанет от современных технологий, сейчас же всё в телефоне. «Задайте себе простой вопрос: сколько времени понадобится взрослому для овладения любой компьютерной программой, учитывая, что он уже окончил среднюю школу? Вы полагаете, что подросток не сможет овладеть большинством программ, построенных на алгоритмах двоичного кода?» – рассуждает психолог о навыках обычных пользователей современных гаджетов. А если уж ребёнок решил связать жизнь с программированием, то тут смартфоны вряд ли помогут – ему потребуется знать алгебру на высшем уровне, следовательно, ему нужно учиться в школе. В качестве примера эксперт приводит опыт доктора физико-математических наук Алексея Саватеева: тот не давал своему ребёнку смартфон по первому требованию, создавая для него иную среду интересов. А когда ребёнок стал получать удовольствие от математики, гаджет ему был уже не интересен.

Не гаджеты, а педагоги учат мыслить, вдумчиво читать, сравнивать различные источники, наблюдать реальные события жизни, делать логические выводы.

Аргумент №3: ребёнок учится добывать информацию. «Недостаточно просто найти информацию. Найти-то можно, но она окажется не верна. Всем известно, что распространяется множество ложной информации, в том числе, чтобы ввести в заблуждение детей, ещё не способных отличать ложь от истины. Дети списывают с Интернета всё что угодно, и это не делает их знатоками», - говорит Надежда Тальникова. Она подчёркивает, не гаджеты, а педагоги учат мыслить, вдумчиво читать, сравнивать различные источники, наблюдать реальные события жизни, делать логические выводы, замечать скрытые мотивы не чистых на руку людей.

«Компьютерные» чувства

Аргумент №4: нет ничего страшного в том, если в смартфоне дети просто посмотрят мультики или поиграют. Эксперт обращает внимание, что большая часть современной мультипликации уже не несёт светлое, доброе. Есть даже откровенно вредные мультики. «Позволить ребёнку смотреть всё подряд в надежде, что он сам поймёт, что хорошо, а что плохо? Задумайтесь, родители, можете ли вы позволить это! Будьте уверены: всё, что смотрят дети, откладывается, запоминается и рано или поздно проявляется в реальной жизни, в виде реакций на события, оценок ситуации и поступков, уже готовых вариантов действий», - призывает психолог.

А о вреде компьютерных игр не писал ещё только ленивый. Надежда Тальникова напоминает, что любая компьютерная игра проживается ребёнком и взрослым, как реальность. Кроме физического участия, у игрока подключается и эмоциональная сфера, он переживает за события. Такие «компьютерные» чувства, как азарт, ненависть, жажда мести, реванша, в реальной жизни бывают редко.

В виртуальном мире общение зачастую «одноразовое», с таким знакомым можно не церемониться, не сдерживать агрессию.

«В наблюдениях за детьми я отметила, что они часто быстро и без раздумий принимают решение убить вполне безобидное насекомое, которое хоть как-нибудь может угрожать его жизни или здоровью. В компьютерных играх включается всё тело и психика. Дети перенимают игровое поведение и действуют в реальной жизни также. Можно ли заявлять, что это просто игра и ничего более?» - спрашивает собеседница.

Сомнительная социализация

Аргумент №5: в гаджетах дети социализируются, общаются. Как утверждает психолог, есть огромная разница между социализацией (адаптацией к окружающему миру) в реальной жизни и в соцсетях. Как правило, в реальной жизни дети общаются со своими сверстниками, чего нельзя гарантировать при онлайн-связях: по другую сторону монитора может оказаться взрослый человек со специфическими или даже преступными интересами.

И таких случаев полно в криминальных новостях. Например, по данным областного СК, в марте в тюрьму посадили 34-летнего жителя Таштагола: он несколько лет переписывался с подростками, слал им порнографические фото и видео и просил детей отправлять свои снимки в голом виде. Вряд ли кому-то из родителей хочется такой социализации своего ребёнка.

Стереотипы поведения, слова, жесты, заимствованные от сверстников в реальном мире, вполне предсказуемы для родителей и на них можно оперативно реагировать, не потеряв свой авторитет. Но предсказать, что насоветует чаду «друг» из соцсетей, невозможно. Как результат, родители часто оказываются не готовыми к поступкам детей, ведомым такими советчиками, перестают быть значимыми для собственного ребёнка.

Плохая компания во дворе – это уже не самое опасное для подростка. Её влияние можно пресечь, обратиться за помощью к педагогам, в полицию, переехать в другое место, в конце концов. И опять же: мотивы сверстников во дворе родителям понятны. А спектр мотивов в соцсетях широк и включает не только пресловутые вредные привычки: от совращения и доведения до суицида, до мошенничества с деньгами, затягивания в мир игр и проч.

«Если уж говорить о социализации, то в реальной жизни ваш ребёнок общается с детьми, которых он хорошо знает: они живут рядом или учатся вместе. Перессориться со всеми для него значит остаться без друзей. Поэтому в таком общении он учится создавать и поддерживать долгосрочные отношения. А в виртуальном мире общение зачастую «одноразовое», с таким знакомым можно не церемониться, не сдерживать агрессию. Вряд ли эта та социализация, которую ожидают родители, когда дают им в руки смартфоны», - резюмирует психолог.

Понятно, что современную жизнь уже не представить без гаджетов. Но всё же не стоит бежать впереди паровоза и «осмартфонивать» деток, которые ещё даже читать толком не научились, не говоря уж об умении распознавать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах