Примерное время чтения: 4 минуты
303

«Заячьи» миллионы. Как найти управу на безбилетников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Кузбассе №35 31/08/2022
Итоги транспортной реформы радуют не всех.
Итоги транспортной реформы радуют не всех. / Алексей Завора / АиФ

С 1 октября в Новокузнецке власти планируют отменить пересадочный тариф. Главная причина - из-за «зайцев» город недополучает миллионы рублей. Горожане сетуют: неужели нет другого выхода, чтобы найти управу на безбилетников?

Где кондукторы?

После прихода в город нового перевозчика - «Питеравто» - кондукторов заменили на валидаторы. Предполагалось, что люди будут самостоятельно платить за проезд, как в крупных городах-миллионниках. Но такого не случилось. Уже в первые месяцы стало понятно, что платит только половина горожан.

«В нашем городе живут не такие обеспеченные люди, как в миллионниках. Здесь каждую копейку считают. И если в Москве большинство платит за проезд, то лишь потому, что для них эта сумма несущественна, - считает руководитель КРОО «Сила Кузбасса», бывший владелец маршрутных такси Денис Щедрин. - Мы проводили у себя на пазиках такой эксперимент: на неделю отказались от кондукторов, чтобы люди платили водителям. Так оказалось, что половина не платит! Единственный выход повысить сборы за проезд - ввести кондукторов».

Новокузнечан обвиняют в безответственности.
Новокузнечан обвиняют в безответственности. Фото: АиФ/ Алексей Завора

Но для города это огромная проблема - нужно очень много денег. «Мы должны выпускать 350 машин в сутки, это около 800 кондукторов. Помимо заработной платы нужно закладывать деньги на выплаты. В месяц сумма составит примерно 45 млн руб. Но этих людей ещё нужно одеть, купить им средства индивидуальной защиты, электронные приборы, камеры. Это ещё 6-8 млн руб.», - рассказал мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов. К тому же, как утверждает градоначальник, сейчас уже сложно найти столько кондукторов.

Двери в помощь

В некоторых городах, где в автобусах нет кондукторов, пассажиров запускают только через переднюю дверь. В этом случае водитель следит, чтобы все оплатили проезд. И только потом продолжает свой путь.

«Для нашего города это неприемлемо. На некоторых остановках в час пик много людей. Вход по одному значительно задержит рейс, автобусы собьются с расписания. К тому же у нас расстояние между остановками порой незначительное. Пассажиры будут добираться до места гораздо дольше из-за таких длительных остановок. И вновь начнётся недовольство», - поясняет руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий.

Пассажиры не платят напрямую компании-перевозчику, не отдают деньги кондукторам, а через валидатор средства поступают на счёт городского бюджета.

Сейчас на автобусных линиях работают контролёры. Горожане обратили внимание, что их можно увидеть не на всех рейсах - выбирают проблемные.

«В каждом автобусе «Питеравто» стоят инфракрасные счётчики, они считают количество входящих и выходящих пассажиров. Все данные в реальном времени поступают к нам, в Центральную диспетчерскую службу, и мы видим, где люди платят, а где нет, в какое время больше «зайцев», на каких остановках. Туда и направляем контролёров. Самые проблемные у нас Заводской и Куйбышевский районы», - продолжает руководитель проектного офиса.

Проблема власти

Возникает закономерный вопрос: почему сбором платы за проезд занимается город, а не перевозчик, который оказывает услуги?

«По итогам аукционов между администрацией Новокузнецка и «Питеравто» заключён брутто-контракт. То есть городской бюджет стал своеобразным посредником между пассажирами и перевозчиком. Пассажиры не платят напрямую компании, не отдают деньги кондукторам, а через валидатор средства поступают на счёт городского бюджета. И уже власти выплачивают перевозчику фиксированную и оговорённую сумму по факту выполненных работ. Остальную, если что-то остаётся, оставляют в бюджете города, - поясняет Денис Щедрин. - Транспортная реформа принесла вот такую серьёзную проблему властям».

Сейчас на автобусных линиях работают контролёры, но только на проблемных рейсах.

Хотя, с другой стороны, такой контракт позволяет контролировать перевозчика и не выплачивать ему деньги в случае нарушения контракта. Сейчас власти готовы пойти на крайние меры, чтобы призвать к сознательности граждан.

«Я задерживаю оплату «Питеравто». Они недополучат денег. Следовательно, не будут вовремя выплачивать зарплату водителям. Водители не будут выходить на смену вовремя. И, как результат, будут срываться графики», - пояснил Сергей Кузнецов.

Ситуация малоприятная. В любом случае вновь пострадают горожане, местные водители, которые живут в городе и получают зарплату, у которых тоже семьи и дети. И пассажиры, которые вовремя не доберутся до места. Только вряд ли это изменит ситуацию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах