Подрагивающий от волнения детский голос сказал по телефону:
- Тетенька, снимите халатик, пожалуйста!
Дальше ребенок вываливает такой поток нецензурщины, что даже видавшим виды спасателям становится стыдно. И так бывает по 200 раз в сутки!
Телефонные хулиганы начинают звонить в "01" ближе к вечеру - когда приходят из школы.
- Звонят чаще мальчишки, - рассказывает оперативный дежурный Сергей ФИРСОВ . - Преимущественно с шести часов вечера до часу ночи. Но изредка звонят и девочки, предлагают познакомиться. У мальчишек фантазия немного в другую сторону направлена - сексуальную. Шаловливые малолетки переходного возраста звонят в ЕДДС (Единую дежурно-диспетчерскую службу), по статистике, три раза в минуту! Диспетчеры за три года существования службы уже привыкли к таким звонкам: это часть их работы. Они совершенно спокойно и подчеркнуто вежливо разговаривают с хулиганами.
Но, когда за один день в службу спасения поступает более 500 ложных звонков, - это уже ЧП. Получается, что из десятка телефонных линий постоянно занято больше половины, и работа всей системы оперативного реагирования срывается. А это значит, что человек, которому нужна срочная помощь, не дозвонится и не получит ее.
- Звонят хулиганы чаще с сотовых, - рассказывает Сергей Фирсов. - Ведь звонок на "112" с мобильного бесплатный. За пару недель к нам поступает около 7 тыс. ложных звонков! Примечательно, что 3500 из них - с одного сотового номера!
Терпение диспетчеров закончилось, и служба спасения обратилась в УВД Кемерова с просьбой принять меры к телефонным хулиганам.
- Ложных звонков становится все больше, - говорит главный специалист "Кемеровской службы спасения" Валерий ХОРКИН . - Люди, умышленно совершавшие эти действия, определенно должны понести наказание. Номера их сотовых телефонов мы передали в РОВД. Теперь будем ждать результатов: за детские "шалости" расплатятся родители - солидным денежным штрафом.
Оказывается, не только подростки озоруют с телефоном: взрослые тоже балуются. А так же наивно полагают, что служба "112" - справочная на все случаи жизни.
- Почему-то кемеровчане считают: что бы у них ни случилось, нужно звонить в "01", - жалуются операторы. - И такие иногда нелепые просьбы бывают... Могут, например, попросить перекрасить все троллейбусы в один цвет. Или устранить ворону, которая повадилась каждое утро смотреть в окно квартиры на хозяйку. Все эти просьбы - на полном серьезе, и потому возникает вопрос о психическом здоровье позвонивших. Но и сумасшедшими их нельзя назвать. Например, звонит старушка и жалуется, что ее соседи завели в своей квартире генератор-СВЧ. Спрашиваем: а что такое генератор-СВЧ? И старушка объясняет, как заправский физик!
"Классический" же вид телефонного хулиганства, известный еще с советских времен, - вызов "скорой", милиции и пожарных по адресу знакомых - тоже в основном присущ взрослым. Вспоминая таким незамысловатым образом детство, кемеровчане ставят в глупое положение и спасателей, и хозяев. Кстати, вызывая службу оперативного реагирования, такие баловники легко называют диспетчеру и свое полное имя, и паспортные данные. По мнению спасателей, причина - безнаказанность баловства.
- Самое "интересное" нас ждет впереди, - говорит Валерий Хоркин. - В апреле 2008 года произойдет объединение линий "01" и "112" в единую систему. "01" исчезнет, и на нас будет обрушиваться весь поток с сотовых телефонов. Если с городской телефонной станцией еще можно договориться и легко определить адрес владельца номера, то с сотовыми операторами все сложнее. Утешает нас то, что с объединением двух номеров наш диспетчерский пункт увеличится: диспетчеров станет больше, и количество линий возрастет.
Вопрос специалисту
Большинство людей не знают, как дозвониться в службу "112". Что это за служба и чем мне могут помочь ее специалисты?
А. Вельников, г. Кемерово
На вопрос отвечает оперативный дежурный "Кемеровской службы спасения" Сергей Фирсов :
- С сим-картой или без нее с любого сотового телефона можно дозвониться до спасателей. Нужно только набрать номер "112" и нажать кнопку вызова. Звонок бесплатный, и поступает он в нашу службу спасения к дежурному. А это значит, что с помощью "112" можно вызвать пожарных, специалиста по ГО и ЧС, а также "многофункциональных" спасателей, готовых оказать срочную помощь всем, кто попал в беду. Если нужны милиция или врачи, то нужно набрать 022 и 033 соответственно.