Напомним, что авария на шахте "Юбилейная", принадлежащей компании "Южкузбассуголь", произошла 24 мая около полудня. Как сообщили позже, в лаве 15-16 произошел взрыв. На месте аварии от ожогов и травм погибли 38 шахтеров. Еще один скончался через два дня в одной из новокузнецких больниц.
РОСТЕХНАДЗОР обнародовал выводы: взрыв произошел из-за короткого замыкания электрокабеля. По словам пресс-секретаря Ростехнадзора по Кемеровской области Светланы Ермашовой, в результате натяжения кабель вырвался из своего гнезда, произошло замыкание на корпус комбайна, и образовалась электрическая дуга или искра, что послужило причиной взрыва. Сейчас эксперты выясняют, откуда в шахте взялась высокая концентрация метана. Чтобы дать точное заключение, экспертам еще предстоит провести анализ угольной пыли, взятой с места взрыва, а также опросить несколько десятков горняков.
И чем больше становится подобных аварий (а с начала года на шахтах Кузбасса погибло уже 148 человек), тем больше растет негодование. Почему не могут исправно работать системы безопасности? Почему не могут быть нормальными кабели? Почему выжившие шахтеры на похоронах своих товарищей говорят о необходимости выполнения каких-то планов? Почему вдовы шахтеров говорят, что их мужья порой приносили 5-7 тыс. рублей за месяц?
Выступая перед журналистами в перерыве между заседаниями оперативного штаба по ликвидации последствий аварии на "Юбилейной", Аман Тулеев рассказал об особенностях угледобычи в Кузбассе. По его словам, в таких условиях шахтеры не работают больше нигде в мире. Во всем виновато количество газа в пластах. Аман Тулеев по поводу повышения безопасности труда шахтеров высказал претензии к ученым: "Наука должна сказать свое слово. Как нужно работать в таких условиях? Мы объявляли конкурс на разработку схем вентиляции для шахт Кузбасса. Прошло два месяца. Желающих участвовать в нем нет". Наука свое слово говорит. По словам Евгения СЧАСТЛИВЦЕВА, кандидата технических наук, заместителя директора института угля и углехимии СО РАН, авария на шахте "Юбилейная" еще раз доказала, что необходимы серьезные меры по предварительной дегазации шахт. "Сегодня систему дегазации используют лишь на нескольких шахтах Кузбасса, - рассказал Евгений Леонидович. - Конечно, это очень дорогой способ: необходимо покупать бурильную установку, вакуумную станцию и др. Себестоимость добычи тонны угля значительно увеличится. Но зато это позволит свести к минимуму количество аварий на шахтах". Действительно, за деньги можно сделать все что угодно. Может, ученым мало предлагают, чтобы они взялись за работу? Или в Кузбассе просто нет таких ученых? И не нужно забывать еще об одном важном вопросе: почему шахта работает, если даже нет путевого проекта вентиляции или надежной системы дегазации? Почему сначала добываем уголь, а после сотни смертей думаем, как это нужно правильно делать? Так обычно люди поступают во время войны, когда каждая тонна топлива решает, кто одержит верх. Но Россия сейчас ни с кем не воюет. Так кому же нужны жертвы?
У "Южкузбассугля", на чьих шахтах произошли две самые страшные аварии в этом году, меняется собственник. Вопрос решен - 100-процентным собственником компании вскоре станет группа компаний "Евраз". Принципиальная договоренность между менеджерами компании уже достигнута, осталось ее только юридически оформить. Генеральный директор ОАО ОУК "Южкузбассуголь" Георгий ЛАВРИК по этому поводу высказался довольно кратко: "Мы пришли к согласию. И я считаю, что решение правильное. Для компании на данный момент так будет лучше".