ЧТО только не увидишь в наших музеях - от зуба шерстистого носорога до уникальной картины столичного художника. Но как попадают эти экспонаты в руки музейщиков, мы не задумываемся.
СОВСЕМ недавно один прохожий увидел в окнах областного Краеведческого музея интересную работу и решил ее сфотографировать. Но качество оставляло желать лучшего. Он обратился к сотрудникам музея. И ему предложили электронную копию работы. Когда мужчина пришел во второй раз, принес грампластинку 1904-1917 гг. (точная дата выпуска еще не установлена. - Прим. автора) для граммофона и набор игл. Так в коллекции музейщиков появились новые экспонаты. Да еще выяснилось, что его отец разработал буровой станок, на котором работал сам на Темиртаусском руднике в Горной Шории, и за свое изобретение стал лауреатом Ленинской премии 1966 года. Таким образом фонды пополняются от случая к случаю, но краеведы пользуются и плановым сбором материалов. Внимательно изучают историю сел, старожилов, а после этого - в путь за новыми порциями экспонатов.
В одном из приближенных к Кемерову поселков есть дом, на месте которого раньше была почтовая станция, где меняли лошадей. Жители этого поселка до сих пор находят пуговицы ямщиков, которые останавливались здесь в начале 20 века. Чаще всего жители охотно общаются со "столичными" специалистами, но некоторые считают, что ничего такого, что могло бы заинтересовать музей, у них нет.
Другой мужчина с удовольствием отдал сотрудникам музея наплитный литой утюг. Он принес его из деревни Крюково, которая находится в 20 км от областного центра. Всю дорогу нес его в мешке, перекинутом через плечо. Спине от "экспоната", по словам самого ходока, пришлось худо.
Часто в музей люди приносят интересные документы, хотя с такими экспонатами часто возникают проблемы. Например, в музее был случай, когда женщина принесла документы своих родителей, свидетельство о воинской службе и послевоенной их жизни в Германии. А потом эти документы понадобились, чтобы бесплатно заказать памятник маме. Их пришлось отдать, но потом она вновь отдала их в музей.
Гордость музея
ЕСЛИ краеведов интересуют только региональные экспонаты, то работники музея изобразительных искусств охотятся за работами даже столичных художников.
Работа ведется в трех направлениях - столичные авторы (Москва, Санкт-Петербург), сибирские и кузбасские. Научные сотрудники музея ИЗО ездят на вернисажи, где знакомятся с авторами. Если понравилась какая-то работа, пишут заявку в Министерство культуры на приобретение ее для музея.
За некоторыми экспонатами приходится несколько суток ехать на поезде или лететь на самолете. Иногда при перевозе работ авторов возникают сложности. Произведения искусства бывают огромных размеров, которые не подходят под стандарты ручной клади. Приходится договариваться с проводницами, стюардессами, чтобы их можно было взять в салон. Сдавать экспонат в багажное отделение - кощунство.
В январе 2005 года Марине Юрьевне нужно было лететь в командировку в Москву, а морозы в это время были жуткие. Но она полетела. Остановилась у своих знакомых - художников. Москвичи даже не выходили из дома за хлебом, хотя магазин был через дорогу. Они пекли блины, лепешки, но из дома - ни ногой. Поэтому приезд кемеровского научного сотрудника они сочли подвигом.
В кемеровском музее ИЗО есть небольшая коллекция работ фотореалистов, которая относится к 70-м гг. прошлого века. Чтобы пополнить коллекцию, Марина Юрьевна поехала к одному из самых значимых творцов этого направления Гелию Коржеву. Он пишет очень большие полотна и долго над ними работает. Большинство его работ находится в Третьяковской галерее и Русском музее, и очень мало их в провинциальных музеях.
Сотрудники музея изобразительных искусств написали множество писем в министерство, но ответа не было. И только через год пришел ответ, что работу передают нашему музею. В музее считают, что Гелий Михайлович сам позвонил в министерство и походатайствовал. В начале следующего года музейщики планируют провести выставку одной картины, где и можно будет увидеть работу "Домой" знаменитого столичного художника.