aif.ru counter
126

М. Чертогова: "Талант - это единственная новость, которая всегда нова"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40 03/10/2007

ЗА ПОСЛЕДНИЕ десятилетия в изобразительном искусстве произошла настоящая революция. Обычные выставки картин превратились в акции и перфомансы, фотоискусство заменило живопись, а на смену скульптурам пришли инсталляции. Кузбасс же по большому счету стоит в стороне от событий, происходящих во всей России. Разобраться, чем живет наш регион, как развивается изобразительное искусство Кузбасса и какие проблемы существуют у местных художников, нам помогла заместитель директора по научной работе Кемеровского областного музея изобразительного искусства, искусствовед Марина ЧЕРТОГОВА.

- Марина Юрьевна, что можно называть современным искусством? И как дела обстоят в Кузбассе: представляет ли наш регион новое слово в искусстве?

- Современное искусство - это очень емкое понятие. Это искусство, которое пишется сегодня, которое созвучно нашей эпохе. Это и новые тенденции, которых не было прежде или которые по-новому интерпретируют то, что было открыто.

Что касается Кузбасса, то в перестроечное время он активно подключился к российским движениям, направленным на то, чтобы влиться в контекст мировой художественной жизни. В 80-е годы художник Рудольф Корягин открыл в Кемерове "Сибирский салон". Он показал сибиряков, которых, казалось, мы знали, но видели не столь часто. Каждому он отдал по залу и, таким образом, персонально представил те фигуры в Сибири, которые по-настоящему значимы, которые шли не в русле конъюнктуры, а творили Другое искусство. Поздеев, Рыбаков - сегодня эти мастера уже общепризнанны.

Для Кузбасса это было потрясение. В нашем регионе хорошая школа, отличные мастера, но мы всегда шли в русле либо традиций русского искусства, либо в русле официальных тенденций. А это было нечто новое. Галерея Корягина прозвучала на всю страну: Рудольф участвовал в больших вернисажах в Москве, выезжал за границу. Это крайне редко, когда художественное явление провинции теряет значение локального и становится общероссийским.

В 90-х годах в Кемерове появилась группа, состоящая из ребят - выпускников художественного училища. Они сделали не столько выставку, сколько акцию "Люди" и тоже совпали со временем. Правда, это явление осталось в масштабах Кузбасса. Потом была группа "Бедная Лиза", которая держалась довольно долго. Их выставки были любопытны, они вносили ажиотаж, оживляли художественную жизнь. Творчество этой группы было увлекательно, но, как мне кажется, в нем было больше эксцентрики, нежели поиска чего-то нового.

А в прошлом году в Кемерове прошел фестиваль "Арт-Статус", но он так и не стал событием для города, не имел резонанса. То, что сделали ребята, нужно было делать в 90-е годы. Сейчас это не ново, это все вторично.

В Кузбассе современное искусство не приживается. Оно прозвучит разово, когда есть творческие силы, и погаснет. Как правило, новаторские явления сосредоточены в больших центрах. Кузбасс с точки зрения художественной жизни - это провинция. У нас в основном продолжается следование традиционным жанрам.

- А почему у нас сложилась такая ситуация? Или это учесть всех провинциальных городов?

- В Кузбассе, как и во многих других провинциальных городах, творческий коллектив художников немногочисленный, и причем лучшие представители стремятся уехать в поисках более благодатной духовной почвы.

В советские времена в нашей стране была хорошая практика привлечения творческих сил в регионы. Существовала целая система поддержки художников: им предоставляли квартиры, мастерские, они имели возможность быстро вступить в Союз художников. Столичным мастерам нужно было добиваться этого десятилетиями. В небольших городах была более благоприятная обстановка для творцов, поэтому они приезжали сюда. Был постоянный приток свежих творческих сил. А это очень важное условие для развития.

Сегодня такой практики нет. В итоге мы имеем малое число художников. Это первая проблема. А вторая - мастерство творцов. Старшее поколение, с которого начиналась история изобразительного искусства Кузбасса, постепенно уходит, и вместе с ними уходит понятие школы. Сегодня в Кузбассе удручающее положение. Работ, которые достойны называться профессиональными, единицы. Но, конечно, есть несколько истинно талантливых художников. Раньше в Кемерове был Анатолий Казанцев. В Санкт-Петербурге, куда он переехал, его работы были высоко оценены. Сегодня в Кузбассе остался Валерий Треска. Он настоящий скульптор, у него есть талант и умение. Но о нем мало говорят, все почести и лавры достаются другим.

- А как в современном мире провинциальному художнику стать знаменитым и известным?

- Советская власть была хорошая тем, что устроила для художников сладкую жизнь. Государство признавало искусство своим национальным интересом. Творцам нужно было только писать. Сейчас, чтобы художник стал известным, необходимы большие финансовые вложения в него: нужно устраивать турне по продуманному маршруту, выпускать рекламную продукцию, сотрудничать с известными искусствоведами... Сегодня показать себя в Москве уже ничего не значит. В столице много галерей, много возможностей, и если в одной из галерей пройдет выставка художника, не факт, что его услышат, увидят и он станет первой величиной. Надо знать, к кому идти, с кем общаться, какой будет резонанс, на какие перспективы рассчитывать. А просто съездить в Москву - это пустая трата денег.

- Марина Юрьевна, а как отличить хорошее произведение искусства от плохого?

- Критерий оценки, как в современном, так и в традиционном искусстве только один - талант автора. Мне очень нравится фраза Пастернака, ставшая классической: "Талант - это единственная новость, которая всегда нова". Если у человека есть талант, он знает, что сказать и умеет это сделать, то он может быть большим мастером, в том числе и в современном искусстве. История показывает, что многие новаторские явления, столь спорные в свое время, остаются в веках.

- По телевидению сейчас очень много говорят и показывают именно современное искусство, и складывается ощущение, что традиционное потихоньку умирает. Когда, на ваш взгляд, пройдет мода на все новаторское?

- Вы правильно назвали современное искусство модой. Эту моду сделали лидеры современного искусства несколько десятилетий назад, когда началось освобождение от засилья советской идеологии. Для тех новаторов современное искусство было не модой, а образом жизни. Но потом, когда все это было открыто и утверждено, когда победа новых тенденций в советском и потом в российском искусстве свершилась, современное искусство стало модой. Я думаю, пройдет время, и что-то новое снова станет образом жизни для творцов, и тогда будет очередной всплеск в искусстве.

Загубило ли современное искусство традиционное? Конечно, нет. Традиция жила тысячелетиями, и она не может взять и исчезнуть под воздействием некого современного искусства. То, что сегодня традиционное искусство не почитаемо в СМИ, мало показывается, это не значит, что его нет. Выставки проходят, художники не исчезают. Искусство имеет право быть всяким. И хорошо, что оно есть - и то, и другое.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Перфоманс (от англ. performance - выступление, исполнение, представление) - одна из форм современного искусства. Короткое представление, исполненное перед публикой в художественной галерее, музее или каком-либо другом помещении и даже на открытом воздухе. Акции перфоманса заранее планируются и протекают по некоторой программе, заранее задуманной исполнителями.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах