НЕДАВНО в редакцию еженедельника "Аргументы и факты в Кузбассе" пришло еще одно письмо - от жителей поселка Ишим Яйского района. Три года назад местная школа отметила свой 180-летний юбилей, в 2006 успешно прошла аттестацию и лицензирование с последующей аккредитацией. А сегодня решается вопрос о реорганизации МОУ "Ишимская основная общеобразовательная школа" в начальную. Мы обратились за комментарием в департамент образования и науки Кемеровской области.
ПО ДАННЫМ департамента образования и науки Кемеровской области, за два года в Кузбассе было реорганизовано 240 школ. Основная причина - несоответствие зданий образовательных учреждений требованиям СанПиНа и пожарной безопасности, а также невозможность ввести профильное обучение и качественно подготовить школьников к сдаче ЕГЭ.
Однако сами ишимцы пишут, что "в 1993 году было отстроено современное двухэтажное здание школы. Здесь есть большой спортзал, просторная столовая, подсобные помещения, светлые классы, современная библиотека, компьютерные классы с возможностью выхода в Интернет, а в прошлом году школа получила по национальному проекту четыре комплекта современной мебели". Получается, что школа-то современная, намеков на аварийность не возникает. Тогда почему закрывают?
Как сообщает департамент образования, при реорганизации школ должно учитываться местоположение населенного пункта - где находится школа, и транспортная доступность до близлежащего учреждения образования.
Но! Кроме ишимцев в ней учатся дети еще из трех населенных пунктов - с. Верх-Великосельское, д. Тихеевка, Медведчиково. Как пишут жители села Ишим, если школу закроют, тогда детям нужно будет ездить в среднюю школу в Улановке. От Ишима она находится в 27 км. Это примерно полчаса на автобусе. А дети, которые ездили из с. Верх-Великосельское, вынуждены будут добираться почти час, потому что село находится в 50 км от Улановки.
Как сказали в департаменте образования, "с целью организации подвоза обучающихся в базовые школы в области открыто 228 школьных маршрутов. Только в 2008 году администрацией области планируется приобрести более 80 автобусов, соответствующих требованиям перевозки детей. Для обучающихся, подвозимых из других населенных пунктов, организуется двухразовое питание, при этом во многих территориях один раз ребята питаются бесплатно за счет местного бюджета".
А если ребенок опоздал на школьный автобус, каким образом он будет добираться до школы эти 50 км? Учитываются ли эти факторы при реорганизации школ?
По данным департамента, "в базовых школах организуются группы продленного дня, реализуются программы дополнительного образования". Где гарантия, что ребенок будет посещать, тем более старшеклассники, эти группы продленного дня?
"После выхода распоряжения о реорганизации Ишимской школы было сокращено девять учителей, библиотекарь, младший обслуживающий персонал" - это написано в письме от ишимцев.
В официальном ответе значится: "Департаментом образования и науки рекомендовано муниципальным органам управления образования продумать вопросы по трудоустройству работников образования в другие социальные сферы, привлечению их к решению вопросов жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через создание приемных семей, семейных детских домов и т. д.
Кроме того, Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования будет продолжена работа по переподготовке учителей на востребованные педагогические специальности (специальная (коррекционная) педагогика, дошкольная педагогика и психология и другие)". И опять же возникает вопрос: нужны ли эти специалисты небольшому Ишиму?
Из ответа департамента: "Кроме этого, муниципалитетам предложено за счет межведомственного объединения ресурсов использовать базы закрытых или реорганизованных школ, а также кадры для открытия сельской библиотеки, краеведческого музея, социокультурного центра малой деревни". На базе школ создаются музеи, и их сейчас тоже закрывают. А для нового музея, сельского, необходимо новое помещение, ремонт, затраты... И есть ли на это средства в местном бюджете? Нет, конечно, это ни для кого не секрет.
Как нам сказали опять же в департаменте образования и науки Кемеровской области, только при положительном решении экспертной комиссии, в которую входят представители органов местного самоуправления, родительской и педагогической общественности, администрацией города или района принимается решение о ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения и переводе обучающихся в другую школу. Но, похоже, никого не спрашивали, когда закрывали школы...
ЦИФРА
240 школ в 2006, 2007 годах были реорганизованы и ликвидированы в Кемеровской области.