Примерное время чтения: 6 минут
149

Охота и рыбалка - не хобби, а новые отрасли экономики региона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 15/07/2009

НЕСМОТРЯ на огромные площади, занимаемые рудниками, карьерами и различными отвалами, Кузбасс по-прежнему богат и лесными ресурсами. При правильном подходе к вопросу охота (как и рыбалка, и сбор дикоросов) может стать для региона весьма прибыльной статьей бюджета.

В числе лидеров мировой охоты находятся такие высоко индустриально развитые страны, как США, Канада, Франция, Англия, обладающие общей высокой культурой охраны природы и природопользования. Рассказать о перспективах развития этой отрасли в нашем регионе мы попросили Петра БАРАНОВА, научного консультанта Среднетерсинского общества охотников и рыболовов.

- В условиях экономической нестабильности бизнес особенно тщательно просчитывает возможную отдачу от каждого вложенного рубля. Может ли стать прибыльной охота по-кузбасски?

- Разумеется, охота повсеместно удовольствие недешевое. Особенно это касается трофейной охоты и платных охотничьих туров, приносящих определенную прибыль. Но практика последних десятилетий показывает, что в Сибири таких жизнеспособных коммерческих предприятий немного. И дело здесь не только в необходимости создания комфортных условий для состоятельных охотников и рыболовов вдали от жилья. Бизнес требует соблюдения обязательств. Если деньги за тур уплачены - дичь должна быть подана в нужном пункте, в нужное время. Но у зверя могут на этот час быть другие планы, и вы его просто не найдете, там где предполагаете.

Наиболее эффективным направлением здесь показало себя полувольное разведение объектов охоты. Прежде всего - кабана. В случае, если у него есть постоянная подкормка и его там не беспокоят, кабаны не кочуют. Это дает возможность хозяйствам, разводящим зверя, получать реальную прибыль. Потребители готовы платить деньги, даже несуразно большие, за охоту на вепря, но успех должен быть гарантирован. Есть в регионе также положительный опыт искусственного разведения фазанов и целого ряда видов рыб на локальных водоемах.

- Убивать даже специально выращенных для охоты животных не всем нравится. Для многих лес - это, прежде всего, отдых для души, сбор грибов, лекарственных растений...

- Однажды мне довелось пообщаться с владельцем учебно-производственной фактории из канадской провинции Манитоба. Его охота, производство и заготовки сырья окупают миллионные затраты на содержание предприятия. Его бизнес приносит настолько серьезный доход, что он бросил заниматься закупками лесной продукции (меха, декоративные растения и др.) и переключился только на работу фактории. Здесь он со своим штатом профессионалов комплексно осваивает угодья (охота, рыбная ловля, собирательство и туризм), складирует и осуществляет первичную обработку продукции, и, самое главное, обучает на практике местное население - индейцев, метисов и белых жителей территории - всему комплексу навыков и умений, исторически присущих здешней системе природопользования. Прибыль ему обеспечивает целевое финансирование государством обучающих программ и дотации на производимую продукцию. Это выгодно государству. Каждый доллар, вложенный в его предприятие, экономит пять долларов в сферах социальной помощи и борьбы с преступностью. Местное население не уходит в города, где чаще всего пополняет ряды бездомных, оставаясь на своем месте в тайге и занимаясь тем, к чему они предназначены. Это приносит пользу самому местному населению, которое восстанавливает навыки и систему традиционного жизнеобеспечения, а значит, прекращается иждивенчество. Напомню, что все дотации просто за коренное происхождение там отменены. В нашей же стране "пособие" продолжается на уровне субъектов федерации. Бюджеты некоторых национальных республик более чем на 90% процентов состоят из средств РФ.

- С чего, по вашему мнению, должна начинаться региональная поддержка охотничьей отрасли?

- В сфере охотничьего хозяйства РФ уже наметился ряд положительных сдвигов. Со временем они неизбежно приведут к реализации схожих с североамериканскими сценариев развития отрасли. В том числе, несомненно, будет востребована и идея организации учебно-производственного хозяйства, что-то вроде фактории по канадскому типу. Осуществление подобного проекта в Кемеровской области имеет ряд предпосылок, особенно на фоне экономического кризиса. В сложные времена народ всегда спасал лес. Научиться правильно эксплуатировать его ресурсы, научить жить, а не бороться за выживание в тайге, пока еще есть где и кому. Разумеется, для организации подобных учебно-производственных хозяйств необходимы профессиональные и материальные предпосылки.

Одна их таких серьезных баз создана недалеко от промышленного Новокузнецка, в наиболее организованном охотничьем предприятии Кемеровской области - хозяйстве местной общественной организации "Среднетерсинское общество охотников и рыболовов" в поселке Осиновое Плесо, организованное в 2006 г. В угодьях (низовья Средней и Нижней Терси) уже сейчас имеется развитая инфраструктура. Еще при организации хозяйства была сформулирована концепция развития, руководство к действию, которое в настоящее время выполняется коллективом общества. В поселке построена новая школа, которая пока работает с малой нагрузкой, а могла бы стать базой для обучения лесной жизни. Есть и квалифицированный штат, который мог бы взяться за реализацию этой идеи. Но, как всегда, пока все упирается в финансовую составляющую. Без региональной поддержки очень сложно превратить человека из потребителя благ в добытчика, в рационального пользователя лесных ресурсов.

Опыт

В ЭТОМ году Кузбасс основательно заготовил папоротник-орляк отменного качества. Погодные условия позволили собирать этот крупный и сочный дикорос не в сжатые сроки, как в прошлом году, а довольно продолжительный период времени. Как сообщает пресс-служба администрации Кемеровской области организации потребительской кооперации региона создали "стратегический запас", заготовив свыше 190 т орляка. В то же время, как отметил председатель Совета Кемеровского облпотребсоюза Салават Иткулов, резервы для увеличения объемов заготовок папоротника далеко не исчерпаны. По его словам, мешают серьезные трудности со сбытом таежной продукции. В прошлые годы активно сотрудничали с японцами. Но сейчас в связи с нехваткой средств Япония урезала объемы поставок из России и закупает более дешевое китайское сырье.

Поэтому на экспорт в Страну восходящего солнца отправится не более 30-40 т орляка, т. е. всего один-два контейнера. Мелкими партиями папоротник будет поставляться сетям быстрого питания, в кафе и рестораны, заводские и вузовские столовые.

Радует Салавата Иткулова реализация орляка на городских и районных ярмарках. По его словам, здесь за два-три часа интенсивной торговли продается более тонны папоротника.

Со своей стороны, руководство облпотребсоюза постоянно ищет рынок сбыта и выходит с предложениями на соседние регионы, а также на Москву, Нижний Новгород, Хабаровский край. Возможно, в следующем году заготовка орляка будет проводиться на основе конкретных контрактов на поставку папоротника.

Пресс-служба отмечает, что сбор дикоросов дает сотням кузбассовцев сезонную работу. Только в этом году предприятия потребкооперации привлекли на заготовку папоротника свыше 600 человек. Для большинства селян это реальная возможность заработать за сезон от 5 до 20 тыс. рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах