Недавно новокузнечане отмечали годовщину подвига трех своих земляков, закрывших грудью амбразуры вражеских дзотов.
Подвиг коллективного самопожертвования
Память об Иване Герасименко, Александре Красилове и Леонтии Черемнове увековечена в родной деревне Красилова и Черемнова Старая Тараба, в Новгороде, где сибиряки погибли, и, конечно, в Новокузнецке - городе из которого они ушли на фронт, где жили и живут семьи героев.
Взвод, которым командовал сержант Иван Герасименко, получил задание произвести разведку боем в районе, откуда немцы вели огонь из дзотов, выявить расположение этих дзотов и внезапным налетом по возможности уничтожить их. Казалось, что задача была выполнена, разведчикам пора было выходить из боя, когда вдруг заговорили пулеметы новых дзотов. Взвод попал в огневой мешок. Боеприпасы практически полностью были истрачены. Раненный Герасименко вырвался из рук санитара и кинулся к дзоту. За ним устремились Красилов и Черемнов. Не сговариваясь, они бросились на пулеметы, заслонив своими телами огненные струи. Фашистам удалось столкнуть с амбразуры тело Герасименко. Тогда ее закрыл Красилов.
В некоторых источниках идет речь о трех амбразурах, но родные Черемнова придерживаются версии о двух огневых точках врага.
За всю историю Великой Отечественной войны это был единственный подвиг коллективного самопожертвования. Новокузнечане геройски погибли 29 января 1942 года, а звание Героев Советского Союза им было присвоено только в 1944 году. При этом звезду Героя семьям почему-то так и не вручили. Наверное, сначала не до того было, а потом, как ответили родным Красилова и Черемнова, архивы военкомата тех лет были утрачены.
Единство с героем
Ирина Владимировна, внучка Леонтия Черемнова, согласилась рассказать для нашей газеты о том, какой отпечаток на ее жизнь наложил подвиг деда.
"Когда я была маленькая, - вспоминает она, - то очень стеснялась дедовой славы. К бабушке приходили пионеры, комсомольцы, чтобы послушать ее рассказы, а я в это время куда-нибудь пряталась". По собственному признанию, Ира в детстве была очень озорной, и за каждую проказу ей приходилось выслушивать: "Как ты могла так поступить, ведь у тебя такой героический дедушка!" Это по понятным причинам девочке не нравилось. Поэтому, когда Черемнова поступила учиться в техникум, в подробности семейной истории решила окружающих не посвящать. Но секрет утаить не удалось. Военрук, побывавший в Новгороде, объявил при всех, что Ира Черемнова внучка того самого Леонтия Черемнова.
Семейный архив Черемновых, где собраны довоенные фотографии, другие реликвии долгие годы хранился у сына погибшего героя - Владимира. Когда отец погиб, мальчику было десять лет. Кроме него в те нелегкие годы на руках у молодой вдовы остались еще две дочери, младшей не было и четырех лет. Но тогда многих постигла эта страшная участь. Надо было, несмотря ни на что, жить. И они жили. В 1944 году после присвоения сибирякам звания Героев Советского Союза семьи Красилова, Герасименко и Черемнова вызвали в горком партии и спросили, чем им надо помочь. Красиловы и Черемновы попросили жилье, а Герасименко хотела уехать с сыном в Москву, откуда была сама родом. Много позже, в 1975 году, в момент открытия мемориального комплекса на бульваре Героев в Новокузнецке, право зажечь Вечный огонь памяти было доверено сыну Леонтия Черемнова - Владимиру. После смерти Владимира Леонтьевича, отца Ирины Владимировны, семейный архив, связанный со знаменитым дедом, перешел к его младшей сестре - Раисе Леонтьевне. Она живет в Новгороде, где в 1968 году семье героя была выделена квартира. Там же сейчас живет Леонид Черемнов, сын Раисы Леонтьевны.
"Ощущение единства с геройски погибшим дедом, - делится сокровенным Ирина Владимировна, - пришло с возрастом. В детстве меня родители возили на место его гибели, возила и я туда своих детей, но потребность побольше узнать о человеке, чьим потомком я являюсь, возникла только сейчас. Очень жаль, что уже нет в живых бабушки, а тетя Рая многого не знает, да и отца она помнит только по рассказам. К тому же что-то в силу возраста она уже и не помнит. Тем ценнее собранный историками материал о том времени. В различных книгах, посвященных Великой Отечественнной, есть очерки о моем дедушке и его товарищах".
Каждый год Ирина Владимировна и дочь Красилова Анфиса Александровна приходят к школьникам на Пост N 1, где вместе с ребятами они возлагают цветы к Вечному огню. В этот раз Ирина Владимировна пришла одна. Анфиса Александровна из-за болезни осталась дома. Но нить памяти все равно неразрывно связывает современный Новокузнецк и подвиг грозных военных лет.