В прошлом году "АиФ в Кузбассе" писал, что наши ученые близки к созданию вакцины от рака. Продвинулись ли они в своей работе? Препарат уже создан? С. Покровский, Кемерово
НА ВОПРОС отвечает Андрей ГЛУШКОВ, доктор медицинских наук, директор Института экологии человека Сибирского отделения Российской академии наук:
- Сегодня есть технологии, с помощью которых стало возможным создание вакцины против канцерогенов, попадающих в атмосферу при добыче и переработке угля. Она мешает вредному веществу попадать в организм и вызывать рак. Экспериментальные препараты мы уже получили, сейчас проводим эксперименты на животных. Я не хочу говорить о предварительных результатах - в академии наук это не принято. Но они есть, и, как в таких случаях говорят, они обнадеживающие. Мы на правильном пути: синтезировали препараты, понимаем, как их нужно улучшать, как усиливать их свойства.
Будущее у нас не совсем радужное. За последние годы Китай стал добывать угля в два раза больше. И добывает уже в десять раз больше, чем Кузбасс. Повышение добычи угля и получение энергии за счет его сжигания - это неизбежные процессы. Кроме угля, нефти, газа и атомной энергии у нас ничего нет. Солнечные батареи вряд ли заменят энергию атома и углеводороды - их у нас просто засыплет снегом. Поэтому людей нужно защитить от вредного воздействия канцерогенов. В т.ч. нужно выявлять людей с высокой степенью риска заболеть раком. Нужно дать врачам рекомендации, как это сделать на обычном профосмотре. В этом направлении мы тоже работаем.
Сколько осталось времени до получения пригодной для человека вакцины, я сказать не могу. В науке нет производственного плана. Сейчас у нас уже есть такие препараты, которых никогда не было ни у кого в мире. Они запатентованы. На данном этапе нам важно доказать защитное действие вакцины и выявить, какие иммунологические свойства организма она создает. Затем начнутся более глубокие экспериментальные исследования. Когда выяснится, что побочных эффектов нет, надо будет ставить вопрос перед институтами, которые имеют лицензию на клиническую апробацию, подготавливать базу для производства вакцины. Мы сами заинтересованы в получении конкретного результата. Он касается жизни каждого из нас. Мы здесь родились, дышим этим воздухом и выбросами. И работаем мы для себя в том числе. Ожидаемый результат может и не подтвердиться в намеченное время, но может случиться и незапланированный прорыв.