В Карчаколь, небольшую деревушку Новокузнецкого района, нас пригласили ее жители.
Карчаколь - это больше пятидесяти дворов, где люди живут постоянно, и домов двадцать занимают дачники, переезжая сюда на лето. Ни одного магазина и ни одного предприятия, где бы можно было работать, а школа - в соседнем поселке Малиновка, за рекой. Встречать журналистов вышла добрая часть жителей деревни.
Переправа
Деревня Карчаколь находится на левом берегу Кондомы напротив шахтерского поселка Малиновка. Часть карчакольцев имеют в там благоустроенные квартиры и зимой перебиваются в многоэтажках, чтобы по весне вернуться на землю. Но все без исключения пользуются малиновской инфраструктурой: магазины, школа и пр. Пока ходил по реке паром (здесь его называют карбас), особых проблем у жителей не возникало. Но в этом году и столб, на котором крепился трос, сгорел, и сам паром проржавел. Осталась деревня отрезанной от большой земли.
С берега со стороны Карчаколя видны железнодорожная станция, дома Малиновки, но добраться до них непросто. По весне в качестве переправщиков работали сотрудники МЧС. Жители говорят, что за перевоз в один конец они сначала брали по 100 рублей, а потом, когда люди стали возмущаться, снизили свой тариф вдвое. Потом эстафету от спасателей приняли счастливые обладатели резиновых лодок. "Я раньше в Малиновке молоко от своей коровы продавала, - рассказывает Татьяна Беккер, жительница деревни, - а сейчас это невыгодно: 50 рублей за перевоз туда и 50 обратно, а молоко 80 рублей стоит".
Есть брод чуть пониже Карчаколя, но вода нынче до сих пор стоит высокая. Старожилы не помнят, чтобы в середине июля вода на броде была до пояса, да и нынешнее лето долго не располагало к купаниям. Вот и приходится тому, кто на тот берег переплавляется, хлеба везти для себя и для соседей. Уголь сюда завозят по броду, когда вода спадает.
Сейчас, кажется, дело с переправой с мертвой точки сдвинулось. Уже выкопана яма для новых столбов, своими силами деревенские ремонтируют карбас. Разрез пообещал помочь с тросом, но короткое сибирское лето заканчивается. Часть людей, кто дома в Карчаколе держит в качестве дач, огородный сезон уже пропустили.
Дорога
Дорога в Карчаколь вполне соответствует расхожему выражению, что в России не дороги, а направления. Далеко не каждый внедорожник может добраться до деревни и то лишь в хорошую погоду. "Скорая", пожарная сюда вряд ли пробьются, а если и повезет, то не факт, что их помощь еще будет актуальна. В прошлом году шахтеры хорошо помогли с отсыпкой дороги, но на те 24 км, которые отделяют деревню от большой дороги, этой помощи явно не достаточно.
"Был у Владимира Оськина сердечный приступ, - рассказывают селяне, - пришлось его на раскладушке нести до реки и на резиновой лодке переправлять до "скорой", которая ждала его на том берегу". "А баба Мотя померла в эту зиму, - подхватывают тему другие. - Ее по льду на саночках, как в блокадном Ленинграде, вывозили". "Обидно, - говорят жители деревни, - живем в ХХI веке, есть электричество, мобильная связь, день и ночь на том берегу поезда пролетают, цивилизация - рукой подать, а дорога, как в каменном веке! Нам бы ее хорошо отсыпать, здесь можно было бы телят откармливать и государству сдавать".
Из-за дороги, а точнее из-за ее отсутствия, бросили свое хозяйство дачники, которые лет 30 соседствовали с местными жителями. О былом размахе деятельности садоводов сегодня напоминают люпины, свечками возвышающиеся над разнотравьем, разросшаяся малина да фундаменты былых строений - остальное не пощадил весенний пал.
Лагерь
Сектанты привезли сюда детей. Никакого покоя от них нет: шумят, песни божественные поют. Медика у них нет. Помои с кухни сливают в канаву вдоль улицы. А вдруг инфекция какая? Вооруженные такой информацией мы направились в детский лагерь, расположенный в Карчаколе.
Выяснилось, что это не сектанты, а баптисты, представители официально признанной в России конфессии. Они купили здесь два участка и на них возвели домики. Летом дети общины приезжают сюда на отдых. В момент нашего визита ребята пели. Прислушавшись. можно было разобрать слова: "Славим Бога, мы будем славить Бога..." Но голоса приятные, мелодия не режет слух. Чувствуется, что ребята делают это не в первый раз. "Да от их пения в огород лишний раз выходить не хочется! Это они сейчас тихо, а вечерами колонки включают и в микрофон поют", - жалуется соседка Нелли Михайловна.
На территории, где живут дети, не пустует ни один квадратный метр: волейбольная площадка, баскетбольные щиты, детские городки... В этом сезоне они "живут" в римской империи. Поэтому на каждом домике свои чисто римские названия, а вместо бани у них "термы". Скучать здесь ребятам некогда: каждый занят делом. Поэтому и просятся они сюда снова и снова.
Безусловно, соседство с участком, где находятся больше 50 ребятишек, хлопотное, и это изначальная недоработка организаторов. Но у баптистов дисциплина достаточно строгая. И сами селяне признают, что по карчакольским огородам эти дети не лазят, викторию-яблоки не таскают. Можно было бы, конечно, договориться с руководителями и попросить аудиоколонки вечерами не включать, но карчакольцы почему-то избегают общения с ними.
На прощание
Когда мы уезжали, провожающих было уже поменьше, чем встречающих. На правом берегу гремел товарняк, а на левом, как в затерянном мире, стояли старушки. "Вы нам сообщите результат", - попросили они на прощание. Но какой тут может быть результат! В таком или подобном положении сейчас не только Карчаколь. Богатство земли кузбасской стало ее проклятьем. Судя по всему, именно уголь стал причиной недавней передачи деревни из территориальной принадлежности к пос. Малиновка, где работают карчакольцы, в Новокузнецкий район. Рядом находится угольный разрез. Ему в недалеком будущем потребуются новые земли. Если к тому времени в Карчаколе не останется жителей из-за отсутствия дорог, то тем лучше для бизнеса. К сожалению, в России пока на первом месте сиюминутная прибыль, а не человек и его частное хозяйство.