...Куда пойдут горняки с ликвидированной шахты?
Н. Иванова, г. Прокопьевск
Шахта «Коксовая-2» была построена ещё в 1935 г., но ветхость и изношенность шахты более чем на 80% – лишь одна из причин ликвидации предприятия. Собственник «Коксовой-2» Борис Якубук уже официально сообщил о закрытии шахты. В числе других причин он назвал накопленные долги по налогам и ухудшение ситуации на рынке угля. Так простой рабочий снова стал заложником рыночных отношений между собственниками, продавцами, покупателями и т. д.
По данным Росуглепрофа, с 31 декабря работы на шахте были прекращены из-за отсутствия разрешения на подземную добычу и нарушений промбезопасности. На тот момент в штате «Коксовой-2» числилось 1467 человек. Куда теперь идти горнякам? Им-то в меньшей степени интересны проблемы собственника, им свои семьи нужно кормить.
Профсоюзы предлагают повременить
«На 22 марта на предприятии оставалось 963 человека. Идёт увольнение людей по причине ликвидации организации. При увольнении работникам предлагают трудоустроиться переводом в ООО «Шахта им. Дзержинского». На предприятии планируется оставить 482 работника», – сообщил «АиФ в Кузбассе» Александр БАЗАРКИН, председатель территориальной организации г. Прокопьевска и Прокопьевского р-на Росуглепрофа. Однако и на «Дзержинку» больших надежд возлагать не стоит. Во-первых, примет она далеко не всех, а во-вторых, эта шахта и сама в «чёрном списке» предприятий, готовящихся к ликвидации. Она входит в то же Зенковское шахтоуправление, что и «Коксовая-2». Собственник планирует закрыть её до 2016 г., а «Зенковскую» – до 2014 г.
«Мы считаем нецелесообразным закрытие предприятия и увольнение такого количества трудящихся, т. к. в настоящее время невозможно трудоустроить всех уволенных шахтёров: в городе нет потребности в квалифицированных рабочих кадрах подземных специальностей, а также не создано необходимое количество рабочих мест», – выражает позицию профсоюза Александр Базаркин. Председатели первичных профсоюзных организаций уже написали президенту Владимиру Путину о том, что в Прокопьевске, Ленинске-Кузнецком и Анжеро-Судженске нет предложений по трудоустройству людей, высвобождаемых при ликвидации шахт. «Мы понимаем, что старые нерентабельные шахты пора закрывать, но пока это преждевременно: в шахтах есть запасы угля ещё на десятки лет, что даст возможность подготовить новые рабочие места для высвободившихся шахтёров», – предлагают повременить с закрытием шахт профсоюзники.
«Угольных» вакансий мало
Действительно ли нужно взять паузу в ликвидации шахт из-за отсутствия рабочих мест? Ждут ли в центре занятости прокопьевских шахтёров?
Судя по количеству свободных мест на угледобывающих предприятиях Прокопьевска, на работу шахтёрам ликвидированного предприятия будет устроиться нелегко: в городском ЦЗН есть лишь 100 вакансий на добывающих предприятиях. Правда, можно трудиться на шахтах и разрезах соседних городов: ещё 450 вакансий для горняков есть в Новокузнецке и 50 – в Киселёвске. Но и этим количеством не обеспечить работой всех уволенных. «Высвобождаемым работникам ЦЗН г. Прокопьевска предлагает пройти профессиональное переобучение по востребованным на рынке труда профессиям либо помочь в поиске работы по профессии в других городах России и переехать туда. Наша служба также готова оказать содействие в организации собственного дела. Тем более что с 2013 года по инициативе губернатора единовременная помощь начинающим предпринимателям выросла до 100 тыс. руб.», – предлагает Евгений СТЁПИН, начальник департамента труда и занятости населения Кемеровской области. Вот только, по его словам, сведений о сроках и количестве увольняемых работников «Коксовой-2» не поступало. «За содействием в поиске подходящей работы в ЦЗН г. Прокопьевска в январе-марте 2013 года обратились 24 работника шахты, 16 из них уволены по причине ликвидации предприятия», – уточнил начальник департамента. Значит, шахтёры всё же ещё не разобрались, что им грозит. Или, как и в 90-е, до последнего надеются на разумные решения проблем сверху.