Виктору Бобрикову из Кемерова, который решил сделать долгожданный ремонт в доме, не хватало немного денег на новую сантехнику и кухню. Получив SМS от одного из крупных банков: «Вам одобрен кредит 200 тысяч», кемеровчанин счастливый пошёл в ближайшее отделение. И лишь там узнал: из 200 тысяч 70 – страховка. Т. е. выдадут ему 130, а вернуть придётся 200 и с процентами.
Ситуация типична: наверное, каждому из нас приходило SМS на телефон или уведомление, что кредитор готов занять нам определённую сумму. А на деле выходит, что часть средств составляет страховка, которую банки сейчас включают во все свои продукты и возвращают не всегда (или не называют сроков возврата).
Коллективная порука
Нередко людям также предлагают присоединиться к системе коллективного страхования, что также увеличивает стоимость займа на 1,5-2%. Что это значит, не так и уж и важно. Важно, что редко кто внимательно изучает договор займа.
![]() |
---|
Наталья Кухарская |
Только с марта 2017 года в Кемеровское УФАС поступило 30 жалоб кузбассовцев (в основном из Новокузнецка), которые сетуют на навязывание этого вида страховки. Грешат, что особенно прискорбно, на ведущие банки и кредитные организации. Наталья КУХАРСКАЯ, руководитель управления, пояснила, что при разбирательстве оказывается: люди не читали договор внимательно и сами соглашались на эту услугу. Большинство обращений антимонопольная служба отправляет в Роспотребнадзор и Банк России, поскольку может заниматься только лидерами рынка, – именно они теоретически могут пагубно влиять на конкуренцию и «давить» на своих коллег. В 2015-2016 гг. доминирующее положение в Кузбассе занимал лишь один единственный банк. Но нарушений с его стороны УФАС ни разу не обнаружило.
Банки не виноваты?
Как нам рассказали в пресс-службе Кемеровского отделения Центробанка, в 2015-2016 гг. было зарегистрировано по 15-20 обращений с жалобами на банки, которые именно навязывают свои услуги. За первый квартал 2017 года таких обращений поступило 18.
Банки можно понять: если человек окажется банкротом или, не дай бог, умрёт, долг придётся гасить поручителям или родственникам. Вот они и «прячут» страховку, а потом предлагают деньги в долг без залога и поручителя.
![]() |
---|
Андрей Дубский |
По словам Андрея ДУБСКОГО, заведующего отделом защиты прав потребителей администрации Кемерова, обращения кемеровчан по поводу нарушителей-банков были актуальны всегда. Но если четыре-пять лет назад любое дело о навязывании дополнительных услуг правозащитники выигрывали, то сейчас суды смотрят на проблему иначе: раз человек сам подписал договор, не прочтя его, вина лежит на нём, а не на кредитной организации. При этом банкиры не одобряют кредиты, если заёмщик не соглашается на страховку, мол, без неё никак. На практике доказать факт навязывания практически невозможно, ведь в договоре сказано, что страховка – дело вовсе не обязательное, и заключается она лишь по желанию или просьбе клиента.
Свет из тоннеля
Не так давно ситуация улучшилась: Центральный Банк РФ принял указание, обязательное для банков и страховых организаций, в соответствии с которым потребитель вправе отказаться от страховки в течение пяти рабочих дней (правда, это не относится к коллективному страхованию). А некоторые банки в своих программах страхования (коллективных в том числе) даже продлевают сроки отказа. Главное – обратиться своевременно. Попробуйте получить кредит, а потом отказаться от страховки! Но может вырасти процентная ставка.
Юрист Арина МУРАШКИНЦЕВА добавляет, что наличие или отсутствие страхования может влиять на условия предоставления кредита. Например, со страховкой ставка может быть ниже. Однако наказать банк за навязывание услуг сейчас почти невозможно – банки действуют по закону.
«Законом определены случаи, когда заключение договора страхования является обязательным. Так, при ипотеке необходимо застраховать заложенное имущество. Отказ от этого может послужить основанием и для отказа банка предоставить кредит. Другие виды страховок оформляются только по желанию заёмщика», - поясняет специалист.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть