Примерное время чтения: 8 минут
566

Солдатская мать – о службе, кормёжке, форме и «дедовщине»

Аргументы и факты в Кузбассе № 42 16/10/2013

3 тысячи молодых кузбассовцев готовятся к службе. 3 тысячи семей переживают за судьбы своих будущих кормильцев. О том, какие родительские страхи всё ещё имеют под собой основание, знает Валентина ЗЮЛИНА, заместитель председателя Комитета солдатских матерей Кузбасса.

Проблем стало меньше

Евгения Обымахо: – Валентина Николаевна, во многих регионах Комитеты солдатских матерей официально больше не существуют – закрыты, расформированы. Как вы считаете, почему?

Валентина Зюлина: – В основном в комитетах работают женщины, у которых сыновья погибли в горячих точках или служили и остались инвалидами. Многим таким матерям уже за 60 лет и больше. Молодые мамы на общественную работу не идут, им это неинтересно. Если кто-то и хочет помочь: «Сколько за это платят?» Но мы-то работаем бесплатно, на собственном энтузиазме, из бюджетов деньги не выделяют. Вот потому и исчезают комитеты солдатских матерей.

Служба по-прежнему не мёд, хотя стала спокойнее и сытнее Фото: АиФ / Павел Казаков

– Но вы-то до сих пор работаете, помогаете парням и их родителям…

– 26 ноября 2013 года уже 15 лет будет, как я в комитете работаю. После того, как мой старший сын Виктор в Югославии погиб, стала другим матерям помогать, оберегать и защищать их детей.

У меня есть свой кабинет в областной администрации, но я там почти не нахожусь, в основном в военкомате на сборном пункте работаю. Пока призывники собираются, учатся подшиваться, я с ними общаюсь, на вопросы отвечаю, подбадриваю, в дорогу провожаю. И с командирами из тех частей, где парни будут служить, тоже разговариваю, выясняю какая у них в частях обстановка.

- 2 апреля этого года в Кузбассе создали Общественный совет при военном комиссариате Кемеровской области, в состав которого вошли и Вы. Чем эта организация занимается?

– В родительском комитете – так мы называем наш совет – есть священнослужитель, ветераны военной службы, афганцы, чернобыльцы. По сути, я занимаюсь тем же, чем и раньше. Одно отличие: теперь у меня помощники есть, и конт­роля сейчас больше стало за тем, что и как в армии происходит.

– Если сравнить с тем, что было 10-15 лет назад, какой сейчас стала служба? С какими проблемами армия справилась, с какими нет?

– Социально-бытовые условия лучше стали: сейчас и вода горячая в казармах есть, и кабинки душевые, и даже машинки стиральные. Кормят срочников достойно – всё свежее, горячее и вкусное, да и пайка больше стала. А раньше: то хлеба не хватало, то щи из мороженой капусты давали. Неуставные отношения – большая редкость сейчас. Если десять лет назад солдаты сотнями со своими проблемами обращались, то теперь это единичные случаи.

Армия к народу повернулась лицом, и народ стал относиться к армии с уважением. Этой весной я уже не слышала от призывников такого, что не хочу служить, что зря буду год терять. Молодёжь осознаёт: служить нужно. Да и чего не служить-то? Тепло, светло и комфортно!

Дело совести и чести

– Валентина Николаевна, а сами призывники на что-то жалуются?

– Жалуются. Не­давно из-за карточки кредитной возник конфликт. Мальчик занял деньги, но приболел и не смог вовремя долг отдать. Попросил старшего по службе, тот сходил, деньги снял, карту вернул. А рядовые увидели, не так поняли и пожаловались.

Сейчас разбираюсь с ещё одним случаем. Мальчишке нашему кузбасскому селезёнку отбили, прооперировали его, а только потом сообщили родственникам. Отец вот улетел к нему. Этим случаем уже занимается прокуратура и следственный отдел, выясняют, что случилось и при каких обстоятельствах это произошло.

А вообще, сейчас конфликтов гораздо меньше стало. Я после призыва часто приезжаю в юргинскую бригаду, вижу, что тяжело мальчишкам притереться друг к другу. Вместе с командирами и психологами мы помогаем ребятам привыкнуть к новому укладу жизни.

– Два года назад в Юрге больше сотни солдат заболели: грипп, ОРЗ, воспаление лёгких. Что там произошло?

– Воспаление только у двоих было, в основном простыли ребята. Командиры здесь не виноваты – это из-за формы новой, которая вроде как «от Юдашкина» была. Берцы холодные, куртки и штаны тонкие, а морозы ударили, и замёрзли мальчишки. Выяснять начали, оказалось, что не из того материала форму сшили и вообще Юдашкин тут ни при чём. Кто-то сверху просто сэко­номить хотел. Сейчас форма та же осталась, но солдатам свитера выдали и берцы на более тёплые заменили.

И если сильный мороз, то на улицу солдаты не ходят, чтобы не простывали. Ну а наряд есть наряд, кто заступает, надевает полушубок и валенки.

– Наш кузбасский солдат Дмитрий Птушкин прославился на всю страну. Он вместе с сослуживцами 15 часов простоял в ледяной воде, удерживая основу для дамбы. В соцсетях Дима писал, что уже после часа у него стало сводить ноги, а о здоровье и состоянии солдат никто, ничего и нигде не сообщает. Вам что-то известно о том, как он себя чувствует?

– Всё у Димы нормально. Он уже отлежал в госпитале, пролечился и сейчас служит. Ему должны увольнение дать, чтобы домой съездил и заслуженную медаль получил. Маме-то его уже награду вручили «За достойное воспитание детей».

– Как вы сами считаете, то, что сделал Дима и его сослуживцы, – это подвиг, или просто солдаты приказ выполняли?

– Конечно, приказ командира не обсуждается, команда была дана, и все встали. Но, с другой стороны, эта ситуация доказала, что парни у нас не перевелись. Есть ребята, у которых честь и совесть на первом месте. Жалоб в комитет не поступало ни от призывников, ни от их родителей. Все понимают, что в Комсомольске-на-Амуре трагедия была, поэтому дети наши помогали. Молодцы ребята, и матерям спасибо – настоящих мужчин воспитали.

Пора взрослеть

– А вообще, стоит ли родителям бояться отпускать детей в армию?

– В армии бояться нечего! У меня внук служит в спец­отряде, а племянник – в Военно-воз­душных силах. Один на охране правопорядка в Казани стоял, другой на самолёте летал и с парашютом прыгал. Нравится ребятам, очень довольны своей службой оба. С детства мальчишкам нужно объяснять, что это армия, а не детский сад, тогда и проблем не будет.

– Сейчас и телефонами разрешают пользоваться в свободное время, и родители могут на выходные приехать, а теперь разрешили даже собак с собой брать. Вы как к этой инициативе относитесь?

– Брать разрешают только о­бученных собак. Да и кинологом тоже быть не просто. Пса нужно накормить, помыть, обучить и приласкать, а это дополнительная нагрузка…

– Сейчас осенний призыв в разгаре. Какой ваш материнский наказ будущим защитникам?

– Если со здоровьем всё в порядке, то обязательно нужно в армии отслужить. Если силы воли не хватает, её вырабатывать нужно. Бояться там нечего. Надо себя настраивать, страх убрать в мешочек, завязать и под сердце спрятать. А чтобы родители не волновались понапрасну, писать и звонить, когда время есть.

Надо отрываться от мамкиной юбки, учиться решать проблемы самостоятельно и становиться настоящими мужчинами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах