– Любовь, почему в свои 25 лет, когда все двери открыты перед молодой девушкой, вы работаете водителем автобуса – на работе не то что пыльной, а чрезвычайно тяжелой?
– Мой отец работал водителем пассажирского автобуса – ЛиАЗа и иногда брал меня с собой на работу. Машины интересовали меня с самого детства. Когда подросла, начала работать кондуктором. Но после окончания школы мне пришлось идти учиться на бухгалтера, потому что мама в отличие от отца мое увлечение машинами не одобряла. После получения диплома бухгалтера я долго не могла найти работу. Я пыталась устроиться менеджером по продаже автомобилей, торговым представителем, но из-за отсутствия опыта работы мне отказывали.
– Как же вы пробились? Люди годами могут на бирже стоять, и толку не будет.
– А мы вместе с отцом и стояли на учете как безработные. И когда была очередная ярмарка вакансий, я даже не пошла на нее, а отцу необходимо было отметиться. Там он встретился со своим знакомым – главным инженером транспортного предприятия, на котором когда-то работал, и договорился, что на работу возьмут меня. Я прошла собеседования с генеральным директором, заместителем директора по эксплуатации, и меня взяли водителем «Газели» с испытательным сроком три месяца. За прошедшие три года я и контролеров на «Газели» возила, и на «Волге» работала личным водителем главного инженера. А три месяца назад мне доверили городской маршрут.
Первый случай в практике
– Сложно пришлось вживаться в мужской коллектив? Как вас приняли?
– У нас бригада хорошая, мы уже сработались. Когда только начала работать, в коллективе, конечно, подкалывали, а сейчас мы уже привыкли друг к другу. «Подколы» меня никогда не удивляли и не обижали, я сразу была готова, что надо мной будут смеяться. Во время первого практического занятия по вождению автобуса инструкторы с легковых автомобилей надо мной подшучивали: неужели, мол, у нас кондукторов сейчас учат на водителей на всякий случай? Я к этому относилась с юмором. Инструктор, конечно, тоже был удивлен, когда познакомился со мной. В его практике я была первой женщиной, которой пришло в голову водить автобус. Потом мне пришлось те же чувства новичка пережить еще раз, когда на практическом экзамене ко мне в салон вошел инспектор ГИБДД. Он от удивления так угрюмо посмотрел на меня, что я подумала: «Не сдам, даже не трогаясь с места!» Но сдала экзамен с первого раза.
– А на дороге не сложно «тягаться» с водителями маршрутных такси?
– В городе я работаю на двух маршрутах. Первый, до «Лесной поляны», спокойный, маршруток на нем нет, поэтому трудностей на дороге не возникает. А вот на втором, 67-м маршруте бывает, что сначала выгадываешь, как бы не прийти на остановку раньше расписания, а потом, в час пик, – как бы пролезть через пробки. Бывает, что водители маршруток начинают возмущаться, ругаться, но я просто не обращаю на них внимания.
Пассажиры не доверяли
– И как же вы справлялись? Ведь на каждом этапе чувствовали это противодействие стереотипов, на каждом шагу видели, что идете против течения.
– Просто мне кажется, что разницы нет в том, кто ведет автобус, – мужчина или женщина. На дороге главное – концентрация и внимание. Уж здесь, я считаю, пол значения не имеет. Если человеку не дано водить машину, то за руль он и не сядет, а если сядет, то не уедет далеко. И среди тех, кто с машинами не дружит, есть женщины, а есть и мужчины. Этому почему-то никто не удивляется. Почему же я не могу водить автобус? Только потому, что я женщина? Автобусы сейчас на линиях работают комфортные, мягкие. Я после первой отработанной на автобусе смены села за руль своей «семерки», даже тронуться не смогла. Отвыкла от аскетизма российской легковушки.
– А пассажиры автобуса как реагируют, видя, что за рулем женщина? Не пугаются?
– Первое время пассажиры очень удивлялись, когда видели за рулем меня. Некоторые заходили, удивлялись и не знали, что делать: то ли садиться, то ли выходить из автобуса. А сейчас уже привыкли, постоянно здороваются, а на Новый год один пассажир даже шоколадку подарил.
Иммунитет и такси
– Конфликтов с пассажирами не было? Это к мужчине не пристанут: знают, что он и монтажкой может двинуть. А у вас, наверно, и порулить просили?
– Один раз был конфликт с пьяным пассажиром. На конечной остановке, когда все пассажиры уже вышли, пьяный мужик начал возмущаться и требовать деньги, мол, я ему мало сдачи дала. Минут пять я уговаривала его выйти из автобуса. В итоге он вышел ни с чем: понял, что ему меня не запугать угрозами.
– Не страшно вам? Иной раз кто-то и руки может распустить.
– После нескольких лет работы в такси мне уже ничего не страшно. Там постоянно кто-то норовит устроить разборку, уйти, не заплатив. Почему-то мужчины особенно думают, что от женщины, когда никто не видит, можно просто отмахнуться. В последнее время, после выхода нового закона о такси, некоторые вдруг стали знатоками законодательства. Буквально недавно, в один из дней новогодних каникул, я довезла пассажиров до места. Женщина оплатила проезд, а мужчина начал требовать с меня либо квитанцию об оплате, либо вернуть ему деньги, в итоге содрал «шашки» и поцарапал машину. Но сейчас график на основной работе уже не будет позволять мне «таксовать». Моя смена начинается в одиннадцать утра, а заканчивается в половине двенадцатого ночи. Пока приеду в гараж, помою машину – уже половина первого, а на следующий день опять на работу.
Работа для души
– Но это же адский график. Как можно работать по 13 часов в сутки?
– А куда деваться? Если не работать, то ничего и не получишь. Я одна воспитываю дочку, первоклассницу. Деньги требует и учеба, и какие-то развлечения ребенку нужны. За все необходимо платить. Пока работу я не собираюсь менять, возможно, в будущем получу высшее образование, скорее всего, техническое и устроюсь на другую работу, но тоже связанную с машинами. А на этом месте я чувствую стабильность. Работаю, у меня идет стаж, я получаю официальную зарплату, могу взять какой-то кредит, если нужно. А сложна ли работа водителя? Нет, это же не грузчиком тяжести таскать.