Результаты в интернет-поиске вакансий сильно отличаются от официальных данных. В Кузбассе учителю предлагают работать в среднем за 9 тыс. рублей. В том же поиске средняя зарплата педагогов в Новосибирской области – 18 тыс., в Томской области и Красноярском крае – 17 тыс. Почему педагоги продолжают жаловаться на свои зарплаты, редакция «АиФ в Кузбассе» выясняла у самих учителей, задавая нескромный по нынешним временам вопрос о заработке.
Молодым везде у нас дорога?
– После выпуска устроилась учителем английского в сельскую школу на неполную ставку (13 часов в неделю), – рассказывает педагог Мария Чайковская. – Платили 3,6 тыс. рублей. Про стимулирующие выплаты я узнала только спустя несколько месяцев, оказывается, для их получения нужно было заполнять специальный бланк. Я сама попросила дать мне бланк, но когда отдала его для оценки комиссии, узнала, что он уже «недействителен», т.к. выплаты начисляют раз в полгода. С такой работы я сама ушла. Этим летом меня опять приглашали в школу, на полную ставку с зарплатой в пять-шесть тысяч. Отказалась.
– Я работаю в кемеровской школе. Первая зарплата была девять тысяч, еще полторы тысячи доплатила администрация школы, около 800 рублей составила губернаторская доплата. Узнав о стимулирующих выплатах, я буквально за полгода набрала нужные баллы, по которым они выплачиваются: за школьное руководство, поездки с классом, организацию экскурсий и мероприятий в параллели, участие ребятишек в конкурсах. Теперь зарплата около 16 тысяч, – сообщила нам кемеровчанка Дарья Чеснокова. – Но так не у всех. Моя коллега, тоже молодой учитель, уроков ведет больше, а зарплата у нее меньше: она не участвует нигде и не набирает баллы. А нужно быть поактивнее!
Менеджеры от образования
– Я работаю третий год, получаю 24-25 тысяч в месяц, нагрузка 32 часа, – говорит Роман (фамилию он попросил не называть, сказал, что в элитном образовательном учреждении, где он работает, за «лишние» слова в СМИ могут и уволить). – Зарплата хорошая, но система начисления «стимулирующих» беспокоит. Это мощный инструмент управления коллективом. Система оценки баллов сложная, иногда руководство оценит и ту работу, которая вроде сама собой разумеется, а иногда действительно серьезный труд пройдет без внимания. Есть взаимосвязь между пониманием желаний руководства и высокой зарплатой, высказыванием личного мнения и резким урезанием «стимулирующих». Учителя стремительно превращаются в менеджеров от образования. Директорам не до учебного процесса – головы забиты субвенциями, системами отчетности. И такими же становятся учителя-предметники. Молодые учителя откровенно занимаются самопиаром. Тратить время на подготовку к уроку и углубление знаний по предмету невыгодно. Эта работа не видна, за нее баллы не начислят. А вот сделать красочное портфолио или презентацию заурядного в общем-то занятия или мероприятия – это пожалуйста. Это оценят.
Зарплату – выше, требования – жестче
Анатолий НАЙДИН, заслуженный учитель России, преподаватель физики гимназии № 44 (Новокузнецк) рассказал, что имеет еще более солидный заработок:
– Получаю около 35 тысяч в месяц. Но я не молодежь, а они все равно получают мало. Часто уходят из школы или работают без интереса. Лучше было бы, если бы молодым учителям сразу давали зарплату тысяч 40, но заключали контракт на год и проводили бы мониторинг знаний по каждой параллели, а уже по объемам знаний в детских головах решали бы – заключать контракт дальше или нет. Тогда учителя станут действительно профессионалами.