Примерное время чтения: 6 минут
5512

Мудрые песни Кузбасса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и Факты в Кузбассе 12/12/2012

Старожилы и музыканты посёлка Ижморский помогли записать и переложить на ноты старинные народные песни. Вышел целый сборник «У родимой мамоньки». Уникальность этой работы в том, что многие песни – авторские и намного старше нашей Кемеровской области.

Москву покорила песнями

Впервые в истории района, а возможно, и Кузбасса необычную работу по сбору старинных песен провели энтузиасты – воспитанники из Ижморского дома детского творчества под руководством педагога Ирины Чекалдиной. И их труды не прошли даром. Кроме того, что в межпоселенческой библиотеке с большим успехом прошла презентация этого сборника, одна из наиболее активных собирательниц старинных песнопений и соавтор сборника школьница Евгения Чеботаева в нынешнем году показала свою работу в столице и получила всероссийское признание на конкурсе краеведческих работ «Отечество». Представляя в Москве Кузбасс, Евгения не только удивила жюри конкурса результатами своего кропотливого шестилетнего труда, но и на творческом конкурсе в столице ижморская десятиклассница вместо положенной по регламенту одной песни по просьбе жюри исполнила две. Поразила Евгения и своими трудами, и исполнительским мастерством столичных знатоков народной музыки. Евгения вспоминает, что на всероссийском конкурсе «Отечество» участники показывали какие-то музейные раритеты, например, из Третьяковской галереи, рассказывали, где их нашли, для чего они нужны и какая от них была польза. Её же работа выделялась тем, что она не только рассказывала о том, что у неё на малой родине ещё живы и ею же записаны песни наших предков.

Фольклор жив?

Ирина Чекалдина говорит, что много лет занималась с детьми исполнением всем давно известных народных песен, которых в разных книгах можно найти уйму, но пришла к выводу, что в нынешнее время настоящая народная песня погибла. Новодельные, так называемые фольклорные песни, которые звучат с эстрады, сложно назвать народными. Они искажены на потребу дня, они стали «попсой». Хорошо, что воспитанники её объединения вовремя поняли: рядом с ними в сёлах есть старожилы, которые помнят те песни, которые пели ещё их родители. Ребята начали тогда ездить по окрестным деревням, искать бабушек-песенниц, записывать их песни, сразу же их разучивать и исполнять. Т. о., местные старинные песнопения не погибли, а получили шанс на дальнейшую жизнь.

Сложно описать все нюансы исполнения таких песен. Бабушки, которые не учились ни в каких музыкальных заведениях, никогда не записывали песни, а всю жизнь знали их наизусть и до сих пор помнят, как нужно правильно их исполнять. На презентации они сами показали, какие песни нужно исполнять а капелла, какие звучат только двухголосием. Оказывается, что у наших предков песни были на все случаи жизни: колыбельные, для игрищ и забав, к народным праздникам. Причём в разные времена года и к самым важным случаям тоже были особенные песнопения. К примеру, хранительница песенных традиций из села Песчанка Надежда Мильхина произведение свадебного обряда

У ворот, ворот» назвала просто «свадьбишная», её раньше у них в деревне всегда исполняли, когда жених заходил в дом за невестой:

У ворот, ворот, да у хрустальных у ворот

Вьются, увиваются.

Свет Василий стоит да со боярами,

Свет Иванович да со хорошими.

Мы пришли к вам не пиры пировать,

Мы пришли к вам не столы столовать.

А мы пришли к вам да за красной девицей…

Песенница Надежда Мильхина говорит, что если бы сейчас молодые знали их старые песни, почитали наставления, которые в них были, то и жизнь их была бы счастливее. Ведь не зря ещё их родители пели, что замуж можно идти, лишь набравшись разума, иначе беда будет:

У родимой мамоньки дочь была одна.

Не набравшись разума, замуж отдана…

Почему же сегодня мудрые старинные песни забыты? У бабушек своё мнение на этот счёт. Они говорят, что раньше они были дружнее, много работали и всегда с песнями. К примеру, три раза в день ездили на дойку. И обязательно с песней: до дойки в дороге пели одни песни, обратно – другие. На сенокос тоже выходили всем селом, работали дружно и тоже обязательно со специальными песнопениями. От них и работалось без усталости, и сено хорошее готовилось для скотины. Теперь же, по мнению ветеранов, живёт каждый сам по себе, даже в сёлах. Крепкой дружбы даже между соседями не стало, думают только про деньги, поэтому и не до песен.

Проняла до слез…

Ирина Чекалдина считает, что старинные песни Ижморского района, которые им удалось записать и сохранить, обязательно будут на пользу нынешнему поколению. Дети сейчас с удовольствием их разучивают и исполняют:

– Наш сборник мы назвали «У родимой мамоньки» потому, что так называлась самая первая песня, которую нам подарили наши сельские бабушки. Когда запели в первый раз эту песню, то дети слушали и плакали. А потом ещё раз попросили бабушек её же спеть. Ведь там каждое слово самой жизнью выстрадано, там и мораль, и наставления. Когда наши дети сами станут родителями, то они эти песни обязательно будут петь уже своим детям. Значит, их традиции, духовный и нравственный смысл они тоже им передадут, а это поможет новому поколению стать достойными людьми, с уважением относиться к прошлому.

Фото из архива Евгении Чеботаевой

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах