aif.ru counter
136

«Синдром 1 сентября». Как школьнику вернуться в строй после каникул?

Психолог рассказывает о детях, родителях и школе.

Если 1 сентября для ребенка трагедия, значит, вы неправильно организовали его режим дня.
Если 1 сентября для ребенка трагедия, значит, вы неправильно организовали его режим дня. © / Евгения Обымахо / АиФ

Более 310 тыс. детей сели за парты кузбасских школ 1 сентября. О том, как быстрее и безболезненнее адаптироваться к школе и детям, и родителям, корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказала практикующий психолог Анна Аксенова.

А во сколько ложитесь спать вы?

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: наверняка многим знакома ситуация: за лето школьник настолько расслабился, что разучился складывать цифры, позабыл буквы. Анна Николаевна, как не злиться на ребёнка и помочь ему быстрее вспомнить забытое?

Анна Аксенова

Анна Аксенова: В первую очередь родители должны разозлиться на себя, потому что каждый май происходит одно и то же: школьник девять месяцев жил в режиме, у него был расписан день, он был занят, но наступило лето, и родители устроили и ему, и себе отпуск. Они решили: «Пусть он отдохнет, потом нас удивит». А дети устроены так: что легко - то и берётся.

По наблюдениям, практически ни один ребёнок учиться не хочет. Т. е. мы его приучаем долгие годы учиться. Привычка у человека формируется минимум полгода. Не 21 день, как написано в некоторых книжках, - это нереально. Поэтому каждый год пик обращаемости по поводу учеников – это конец сентября - начало октября, когда лето закончилось, а учиться дети не хотят и делают что попало. Кто виноват в этом? Только родители. Ребёнок сам вряд ли подойдёт к маме со словами: «У меня уже через месяц начнётся школа, будет режим.

Давай ложиться спать пораньше». Выход – включаем режим. И не дразним ребёнка в выходные! Потому что обычно, как наступают суббота-воскресенье, взрослые вновь разрешают школьникам спать, когда хотят, и делать, что хотят.

- Но бывают и исключения: некоторые дети легко возвращаются к школьным будням. Почему одному начало занятий нипочём, а другой садится за парту с рёвом?

- Потому что у первого мама понимает, что важны и режим, и воспитание, поэтому она круглогодично соблюдает режим дня. А у второго мама любит себя. Такие родительницы мне говорят: «Сейчас же лето! Я люблю гулять». Я не спрашиваю, когда вы хотите ложиться спать. Я настаиваю, чтобы ребёнок ложился в девять вечера. Родители, которые реально искренне любят ребёнка, создают условия для его жизни. А если родители на первое место ставят свои желания, то у их детей будут проблемы с поведением. Тот, у которого не менялось расписание, идёт спокойно в школу и радуется. А тот, над которым постоянно ставят эксперименты, ревёт. Даже у взрослых, по статистике, пик увольнений - после отпуска, потому что человек жил в своё удовольствие, никто его не контролировал. Он выходит на работу, а там режим, начальник, требования. Если человек в течение двух-трёх месяцев справляется, то он остаётся работать. То же самое происходит с детьми.

Как привыкнуть к школе?

- Часто родители жалуются на то, что у школьника с учителем не сложились отношения, в итоге ребёнок не хочет идти к нему на урок. Что делать, если учитель ребёнка раздражает?

- Если педагог раздражает, бесит, то, как правило, это проблема с родителями, т. е. у ребёнка нет авторитетов. На днях привели ко мне восьмилетнего мальчика, который не хочет идти к стоматологу, якобы боится. И я не спрашиваю, как он себя ведёт у врача. Я спрашиваю другое: с кем он спит? С мамой. Кто его моет? Мама. Кто вытирает попу? Мама. У нас сейчас такое повсеместно и в 10, и в 15 лет. Сегодня главная проблема в социуме – это педагогическая запущенность, т. е. родители ни к чему не приучают детей. А когда ребёнок идёт в социум и проявляет свои никчёмности, то родители начинают искать виноватых. У нас сегодня родители просто умные и красивые, а врачи должны отвечать за здоровье, педагоги – за желание учиться, воспитатели в саду – за то, чтобы был ко всему приучен.

Школьника, который приучен трудиться, ответственен за собственные действия, уважает чужой труд, педагог бесить не будет. Ребёнок либо будет просто ходить в школу за знаниями и не размениваться на выяснение отношений с педагогом, либо, на худой конец, попросит у мамы: «Мариванна что-то вечно орёт, поэтому я математику плохо понимаю. Найми мне репетитора».

А если ребёнок невоспитан, то даже самый замечательный учитель будет его раздражать, т. к. он будет его заставлять учиться и вести себя правильно. А дома горе-ученик будет имитировать страдания, что в школе все его угнетают.

- Как справиться с «синдромом 1 сентября» и побыстрее влиться в школьную жизнь?

- Родителям, особенно маме, нужно понять в первую очередь, что всё, что она выращивает, - не её. Она выращивает умного, талантливого человека, который впоследствии женится или выйдет замуж и уйдёт в собственную семью. Во-вторых, соблюдать беспрекословно режим дня: в 8 мыться, в 9 спать. Это без обсуждения! Приучайте школьников к самостоятельности, к домашним обязанностям, вести ежедневник, чтобы ученик понимал, что он будет делать завтра. И наконец совет взрослым: следите за своими поступками, словами, т. к. рёбёнок с вас всё копирует. Вы соврали один раз, а ребёнок тысячу раз соврёт.

Если родители всё это сделают, то минимум через неделю-две у всех всё наладится в школе.

Досье
Анна Аксенова родилась в 1980 г. в с. Банново Крапивинского р-на. Окончила факультет психологии ТГУ. Семейный, детский психолог, автор блога «Психология без истерик». Автор социальных областных проектов «Психологическое здоровье населения» и «Профилактика нарушений речи у детей до восьми лет». Проводит бесплатные лекции для жителей Новокузнецка и юга Кузбасса.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество