С 11 января начали действовать большинство статей Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок». Теперь коммерческие перевозчики могут устанавливать цену за проезд самостоятельно.
Всё для безопасности?
По новому закону, коммерческие перевозчики, в том числе владельцы маршруток, в течение трёх месяцев (до апреля 2016 г.) должны пройти конкурс и получить свидетельства о том, что они действительно имеют право заниматься перевозками людей. Как говорит Евгения Корюкова, председатель Гильдии перевозчиков общественного транспорта Кузбасса, директор новокузнецкой организации «Автолайн», хозяева не сидят и не ждут апреля, чтобы заломить новую цену. Ориентиром всё же будет проезд в муниципальном транспорте, однако контролировать повышение цены действительно уже никто не сможет.
Естественно, чиновники в новом законе видят только положительные стороны. Считается, что если перевозчики будут устанавливать цену проезда сами, то безопасность перевозок повысится. Рациональное зерно в этом есть, ведь многие пассажирские парки уже сильно изношены, а обновлять их надо в среднем раз в пять-шесть лет. «Нигде в крупных городах нет пазиков, там вкладываются средства в транспорт. Мы же что можем насобирать, на то и покупаем автобусы (пазик стоит около 1,5 млн руб., тогда как автобус средней вместимости – около 6 млн руб.). О безопасных перевозках нам говорить нельзя. «Глонасс» мы поставили, но это не безопасность. Безопасность – вовремя менять запчасти и не экономить на слесарях», – уверена Корюкова. Два года назад руководство организации отправляло документы в РЭК, по которым себестоимость от маршрута (в эту цену входила зарплата водителя 9 тыс. руб. и кондуктора 6 тыс. руб.) составляла от 19 до 23 руб.
Честные коммерсанты?
Генеральный директор ОАО «Кемеровская транспортная компания» Кирилл Пратасеня считает, что, чтобы обеспечивать безопасные перевозки, с натяжкой, но хватает цены проезда в 18 руб. «Можно в 30 руб. не влезть, а можно и на 18 руб. ездить и достаточно неплохо обеспечивать хороший выход транспортных средств, стабильную зарплату, пополнение парка. Сейчас выпускаются автобусы на газе, который стоит дешевле бензина. Поэтому, думаю, цену частники накручивать не начнут. Многое ещё зависит от трактовки администрацией закона, пока достаточно сырого. О нём уже говорят больше полугода, но нет никаких форм документов (приложения, комментариев, поправок), которые регламентировали бы этот закон.
Есть спорные моменты, касающиеся цены и категорирования перевозок. Нельзя будет просто так взять и поднять цену на несколько рублей. Ситуация такова, что конкурентов много: если сегодня задерёшь цену, завтра будешь терять своё конкурентное преимущество», – считает Кирилл Николаевич. В Сибири уже есть прецеденты, когда перевозчики сначала подняли стоимость, а потом опускали, потому что потеряли всех своих клиентов.
С этим согласен и Пётр Шикалёв, начальник департамента транспорта и связи Кемеровской области. Он уверен, что резких скачков на билеты не будет, с частными перевозчиками у администрации есть определённая договорённость хотя бы на первое время не завышать цены на проезд. «С частными перевозчиками работаем, спрашиваем и просчитываем их затраты, узнаём, сколько они могут зарабатывать.
Сложно назвать чёткую сумму, которая окупала бы транспортные расходы полностью, поскольку мы живём по возможностям, а не по желаниям. Все предприятия разные. У кого-то два автобуса, у кого-то 202. Маршруты разные и собираемость тоже. Где-то три человека едут в деревню, где-то 55. К тому же кто-то закладывает покупку новых автомобилей марки «Мерседес», а кто-то «ПАЗ», – считает Пётр Николаевич. Однако однозначно узнать, будут ли частные перевозчики на самом деле так честны и разумны, как думают власти, мы сможем только весной, когда закончится конкурс.