Большинство транспортных маршрутов Новокузнецка будет принадлежать питерской компании. Местные перевозчики недовольны, обвиняют власть в лоббировании интересов иногороднего предприятия, администрация же утверждает: условия конкурса равны для всех. В том, как повлияет транспортная реформа на горожан, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Единый тариф
Осенью заканчиваются контракты с частными и муниципальными транспортными компаниями города. Почти все аукционы на определение перевозчика уже завершились. Большая часть из них досталась санкт-петербургской компании «Питеравто». Сумма контракта - порядка 16 млрд руб.
Что же ждёт пассажиров? Как нам пояснили в управлении по транспорту и связи Новокузнецка, во-первых, согласно контракту, перевозчик должен доставить в город порядка 300 новых автобусов. Сейчас на линиях трудится практически в два раза больше техники. Но вместимость новых автобусов будет больше, чем у привычных всем «ПАЗиков». Во-вторых, техника будет ходить строго по расписанию с интервалом в 6-12 минут. Практически вдвое сократится количество маршрутов. По заверению властей, убрали лишние, дублировавшие друг друга.
И самое важное - все перевозчики будут работать по тарифам, которые им установит региональная энергетическая комиссия. То есть разделения на частников и муниципалов больше не будет - единый тариф для всех. Для пассажиров сохранятся и все льготы, которые предусмотрены законодательством. К тому же теперь все доходы перевозчиков будут прозрачными.
- Новая маршрутная сеть и открытость в учёте пассажиропотока, переход на электронный проезд позволят нам увеличить доходы. Пассажиропоток станет прозрачным, и вся плата граждан будет поступать в бюджет. А бюджет уже будет рассчитываться за качественную транспортную работу с перевозчиком, - пояснил первый заместитель главы города Евгений Бедарев.
Просто «убивают» местного перевозчика
Но новокузнецкие частники с действиями властей не согласны. Они обвиняют их в лоббировании интересов питерской компании - условия торгов были неподъёмными для местных перевозчиков.
- Цена лота достигала 200 млн руб. Откуда у нас такие деньги, не говоря уже о покупке новой техники? Рассуждать о конкуренции в данном случае просто смешно, - говорит исполнительный директор «Лиги перевозчиков» Олеся Теленина. - Компания ещё не была победителем, а её представители уже осматривали боксы муниципального пассажирского предприятия. Зачем? Идёт «убийство» не только местных перевозчиков, но и муниципального транспорта.
Как нам пояснил начальник управления по транспорту и связи Евгений Машуков, муниципальные транспортные предприятия будут задействованы:
- Разместить свыше 300 больших автобусов, а также найти свыше 1000 водителей - сложная задача для перевозчиков, поэтому победители аукционов должны будут искать методы, как интегрировать в свою работу в действующую инфраструктуру.
А ещё муниципальные предприятия продолжат работу на пригородных и междугородних маршрутах.
Что касается «убийства» местных частников, тут дела обстоят гораздо хуже.
- Разорятся более 30 предпринимателей, которые трудятся на дорогах города по 20-25 лет. Лишатся работы более 1500 человек. И если водители, возможно, уйдут к новым хозяевам, то кондукторы останутся без работы - в новых автобусах их не будет, - пояснила директор «Автолайна» Евгения Крюкова. - Большинство из нас уже выставили свои «ПАЗики» на продажу.
Какая разница, кому платить?
Жители города разделились: кто-то поддерживает власть, а кто-то - местных перевозчиков.
- Какая разница, кому платить в карман: нашим или питерцам? Мне хочется ездить в новых комфортабельных автобусах, а не в старых «убитых» маршрутках, - говорит Татьяна Сидоркова. - Частники, конечно, дерутся за свои деньги. А нам от этого что?
- Маршрутная сеть города устанавливалась годами. Люди привыкли к ней, а сейчас её полностью перекроили. Не будет половины привычных маршрутов. Представляете, какой будет твориться бардак в ноябре? Неужели нельзя было сделать это не так резко, а постепенно? К тому же выгнали местных частников, которые приносили доходы в казну. А куда будет платить налоги питерская компания? Зачем снова мы будем кормить чужих? - вопрошает Сергей Анисимов.
- Земельный, имущественный и транспортный налоги отчисляются по месту регистрации земельных участков, то есть в Новокузнецк, - пояснил Евгений Машуков. - Кроме того, у предприятий, не имеющих регистрации в Новокузнецке, есть потребность в создании на территории города обособленных предприятий, в таком случае и налоги на доходы физических лиц будут отчисляться в наш бюджет.
Пока вопросов больше, чем ответов. Местные перевозчики направили запросы в Генпрокуратуру и Следственный комитет, чтобы проверили законность действий властей. «АиФ в Кузбассе» будет следить за ситуацией.