Примерное время чтения: 3 минуты
29

Поездка с «ущербом». В Новокузнецке судят за некачественные перевозки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Кузбассе № 39 25/09/2024
Пассажир может добиться от перевозчика компенсацию как за реальный ущерб, так и моральный вред.
Пассажир может добиться от перевозчика компенсацию как за реальный ущерб, так и моральный вред. / Анна Иванова / АиФ

«АиФ в Кузбссе» выясняет, могут ли пассажиры возместить ущерб, если автобус опоздал или сломался в пути.

200-300 тысяч штрафов

Не проходит и дня, чтобы новокузнечане не пожаловались на рейсовые автобусы. Горожане недовольны тем, что часто срываются графики, и они вынуждены подолгу стоять на остановках. Проблема не раз обсуждалась на областном уровне. В ответ компания «Питеравто» — основной перевозчик в «южной столице» — сетовала на поломки транспорта, долгую доставку запчастей, нехватку водителей и прочее.

В итоге дело дошло до судов. В августе перевозчика привлекли к административной ответственности — штрафу в 300 тыс. руб. — за неисполнение контрактов по перевозке пассажиров. С января по май на шестнадцати маршрутах автобусы выходили в рейсы не как прописано в контракте, а от 62% до 81% от запланированного.

В сентябре приговор уже по уголовному делу получил замдиректора ООО «Питеравто» и наказание — штраф в 200 тыс. руб. за небезопасные услуги. Автобусы своевременно не ремонтировались, не проходили техосмотр, не было на них запчастей. При этом руководитель осознавал, что такие услуги по качеству не отвечают требованиям безопасности пассажиров.

Право на моральный вред

Суды признали, что перевозчик нарушил закон. Имеют ли право пассажиры теперь уже в индивидуальном порядке взыскать убытки и моральный вред? По словам юриста Кирилла Стецко, теоретически это можно сделать: «Иск предъявляется к транспортной компании, оказавшей услуги ненадлежащего качества, а не к должностному лицу. Такие иски регулируются законодательством о защите прав потребителей. Пострадавшие могут взыскать как реальный ущерб (жизни, здоровью и имуществу), так и моральный вред».

Юрист рассказал, что убытки с транспортных компаний взыскиваются регулярно: например, авиакомпании часто попадают в скандалы с так называемым овербукингом, то есть ситуацией, в которой билетов на самолёт продаётся больше, чем имеется мест в лайнере. «Ущерб взыскивается постоянно и с автобусных компаний. Более того, в 2023 г. Верховный суд принял резонансное решение, в котором разрешил взыскивать моральный вред даже за неприехавший или опоздавший автобус. Впрочем, если такие иски начнут к „Питеравто“ массово предъявлять новокузнечане, то никаких перевозчиков в городе просто не останется» — пояснил эксперт.

Бывает и так: пассажир добился в суде справедливости, но выплату так и не получил. Например, в Кемерове был случай: женщина ехала в автобусе, тот попал в ДТП, и она травмировалась, получила травмы средней тяжести. Поскольку ответственность автоперевозчика была застрахована, то пострадавшая получила страховое возмещение — 200 тыс. руб. А также суд первой инстанции присудил, чтобы городская администрация выплатила пассажирке моральный вред — 20 тыс. руб. Но в последующих судебных инстанциях начались «чудеса»: автобус сначала передали в муниципальное предприятие, оттуда — в коммерческое, а то было ликвидировано. «А раз нет виновника — то нет дела», — резюмирует юрист.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах