«Современный ребёнок скорее прыгнет с моста, чем будет играть со спичками или кататься, цепляясь за трамвай», – считает спасатель Владимир Кузнецов.
Где опасность таится?
– Владимир Алексеевич, малыши падают из окон и с диванов, задыхаются при кормлении, гибнут на пожарах; подростки падают с крыш, мостов, столбов, тонут в реках, разбиваются на мопедах. А есть ли статистика происшествий, в которые чаще всего попадают дети?
– Аварии на дорогах, утопления и пожары – это самые частые причины детских смертей. Хотя дорожно-транспортными происшествиями и их профилактикой занимаются сотрудники ГИБДД, но и наши спасатели едва ли не каждый день выезжают на тяжёлые аварии, помогают разблокировать автомобили, и нередко там оказываются ребятишки.
– Значит, со спичками современные дети играют редко?
– По пожарам цифры радуют: за последние два года в Новокузнецке, например, не погиб в огне ни один ребёнок. По опыту последних лет скажу, что случаи, когда дети становятся виновниками пожара, очень редки. Возможно, нашу область спасает отсутствие газовых плит в подавляющем большинстве жилых домов и, как следствие, отсутствие постоянного доступа детей к спичкам. В других регионах, где распространено газовое снабжение, ситуация не столь оптимистична. Другие причины пожаров – это неисправное электрооборудование или печное отопление. В этих причинах, как правило, дети не виноваты. Свою роль в предотвращении детских шалостей играют и учителя, которые постоянно говорят об опасности игры с огнём, и родители, которые с ранних лет прививают понимание: если дом загорится, то вся семья останется на улице.
Большие и маленькие экстремалы
– Экстремален у нас зачастую отдых на воде. Дети не просто купаются, они ныряют, прыгают. Мы выезжаем на пруд или карьер. Если там есть дерево на берегу, то к нему обязательно будет привязана верёвка – самодельная «тарзанка». Как остановить? Только если детям об опасностях вместе начнут твердить спасатели, учителя и родители. Мы проводим рейды по местам, где купание запрещено, ходим вместе с полицейскими и находим десятки детей, суетящихся в воде. Но ведь купание запрещено не из тех соображений, что кому-то так захотелось или кто-то этот берег купил. На оборудованном пляже специалисты исследуют скорость течения, водолазы всё дно обшарят, а в неорганизованных местах прыгнет ребёнок с такой «тарзанки» и неизвестно, на что нарвётся в воде – на камень, на арматуру, на корягу. Мы, конечно, убираем эти верёвки и прочие приспособления для экстремального купания, но не в состоянии охватить все берега.
В Новокузнецке длина береговой линии всех водоёмов – больше 280 км. Для сравнения, в Сочи она почти в два раза короче. Представляете, сколько нужно выставить спасателей, чтобы охватить все берега?! Это нереально. Гораздо продуктивнее было бы воздействие родителей: смогли же они объяснить опасность огня, нужно объяснить и опасность воды. Другим местом притяжения подростков-экстремалов и людей, склонных к суициду, являются мосты. Кто-то бросается в воду на спор, кто-то – из-за неразделённой любви.
Были случаи, когда спасателям удавалось оказаться рядом и буквально поймать их за руку. Однако если экстремальное развлечение приобретает массовый характер, если становится модным, то его не просто остановить. Например, есть в Новоильинском районе недостроенный мост, там несколько лет собирается молодёжь, прыгает с моста на верёвке. Говорят, туда приезжают из Кемерова и других городов Кузбасса. Лет пять назад подобная забава обернулась трагедией: девушка разбилась насмерть. Но ни этот факт, ни наши увещевания, ни наши листовки не останавливают этих экстремалов.
– Если подростки сами ищут экстрим, то какие чрезвычайные ситуации случаются с малышами?
– Судя по оперативной сводке «скорой помощи», дошкольники нередко получают ожоги, опрокинув на себя посуду с кипятком, получают травмы на улице, например, падают с качелей. Дети часто получают травмы из-за недосмотра или беспечности взрослых. Например, скоро начнётся сезон травм, которые дети получают на снежных горках. Каждый год повторяем, что многие травмируются на «ватрушках», потому что они неуправляемы, но всё равно люди продолжают кататься на них.
На лыжах или сноуборде главное правило: «не умеешь – не берись». Я бы советовал родителям, прежде чем поставить ребёнка на лыжи, взять уроки у тренера или пригласить опытного лыжника, который объяснит правила катания. Есть другая крайность: некоторые выбирают самый простой способ уберечь ребёнка – всё запретить. Но это неправильно. Взрослым надо организовывать отдых таким образом, чтобы он не представлял опасности.
Любопытство не остановишь?
– Не успели дети в сентябре приступить к занятиям, как повсеместно начались учебные эвакуации. Родители бывают недовольны: ребёнок может простудиться, пока стоит на улице, у учеников срываются занятия. Если пожары с участием детей единичны, то нужно ли столько времени и сил уделять этим тренировкам?
– Умение эвакуироваться может пригодиться не только при пожаре, но и при землетрясении, террористической угрозе и пр. Как таковую универсальную защиту от любой ситуации найти сложно, поэтому первое действие – уйти от поражающего фактора: если человек попал под электрическое напряжение, то снять напряжение, если задыхается, то выйти на свежий воздух и т. д. Т. е. первым делом нужно обезопасить себя. Потом действовать – вызывать специалистов.
– Недавно я стала свидетельницей автоаварии с участием малыша. В какой-то момент взрослые растерялись, т. к. не знали, как вызвать с сотового ГИБДД и «скорую». Подсказал ребёнок-школьник, что надо набрать 112. Современные дети более подготовлены к чрезвычайным ситуациям, чем взрослые?
– Когда принимаю участие в уроках безопасности, то по разговорам со школьниками могу сделать вывод: дети действительно порой знают больше, чем взрослые, т. к. они проходят курс ОБЖ. Люди нашего поколения имеют начальные знания военной подготовки или гражданской обороны. Зато, в отличие от школьников, многие не знают, что, например, при пожаре существует нейтральная зона, выше которой кислород выгорает, и, чтобы не задохнуться, достаточно встать на коленки и выползти из зоны задымления. Любую беду можно предотвратить двумя способами.
Первый – это, конечно, профилактика. Однако можно сотни раз повторять, чтобы малыш не играл со спичками или не лез в розетку, но это не гарантия того, что ребёнок не будет этого делать. Дети же непоседливы, они хотят познавать жизнь. Иначе как любопытством не назовёшь казусные ситуации, в которые попадают малыши. Так, в прошлом году наши спасатели вызволяли полуторагодовалого мальчика из сидения горшка, куда он засунул голову, а пятилетнего малыша освобождали от наручников, которыми он сковал ноги.А второй способ, пожалуй, основной – это обучение тому, что делать, если случилась беда. Правила поведения на пожаре, во время землетрясения, урагана и т. д. нужно знать, как таблицу умножения. Тогда ребёнок не растеряется, поступит грамотно и спасёт не только себя, но и близких.