24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку ещё в I веке, но письменность и язык лингвисты активно изучают до сих пор.
Какие открытия они делают, о чём говорит язык и как изменилась грамотность, корреспонденту kuzbass.aif.ru рассказала кандидат филологических наук Елена Новгородова.
Поменялись люди
Анна Городкова, кuzbass.aif.ru: Елена Валерьевна, современный русский язык возник в XVIII-XIX веке, и кажется, о нём уже всё известно. Что сейчас изучают российские филологи и лингвисты?
Елена Новгородова: Сегодня лингвистика находится на кардинально новом уровне изучения языка. Филологов больше интересует не устройство языка, а его функционирование, поэтому основные лингвистические направления носят междисциплинарный характер и появляются на стыке разных наук.
В КемГУ, например, открыли Центр лингвоюридических и психолингвистических экспертиз, специалисты которого анализируют конфликтные тексты - как правило, по решению суда. Получается, что лингвистическими методами решаются юридические вопросы.
Также группа кемеровских филологов совместно с кузбасским кардиологическим центром разрабатывает приёмы коррекции и восстановления речи после перенесённого инсульта.
Проводятся исследования в области изучения искусственного интеллекта, связи когнитивных и речевых способностей человека. Сегодня лингвистика решает вопросы, связанные с ролью языка в жизни современного человека.
- О чём говорит русский язык?
- Язык говорит о человеке, который его использует, и о времени, в котором он существует. Любые изменения, происходящие в нашей жизни, отражаются в языке. Появляется новый гаджет, и, соответственно, вместе с ним в язык приходит новое слово. И вот мы не успели заметить, как вместо самого слова «гаджеты» уже начали говорить «девайсы».
В 2020 году мы столкнулись с пандемией, а через год в Российской академии наук уже появился Словарь русского языка коронавирусной эпохи, который содержит 3500 новых слов и значений.
Сегодня принято ругать язык, но он не утратил своего богатства. Язык остался таким же великим и могучим. Это мы с вами изменились.
Мы используем ресурсы, которые необходимы именно нам. При нашем темпе жизни уже не нужны большие тексты со сложными предложениями. Мы привыкли просматривать ленты в интернете, писать короткие сообщения в мессенджере. Нам проще и быстрее отправить смайлик или записать голосовое сообщение. Мы практически перестали звонить друг другу. Эта клиповость сознания, безусловно, проявляется в языке. Язык - это как диагноз современного человека.
Без точек лучше!
- Есть ли кузбасский диалект и особые местные слова? Или мы всё-таки больше относимся к сибирякам с их «мультифорами» вместо столичных «файлов»?
- Диалект - это не только слова, которые употребляются на конкретной территории, а целая языковая система. Поэтому кузбасского диалекта нет, но есть особенности местной речи.
Язык кузбассовцев - очень интересное явление, потому что на его развитие оказали влияние и северный, и южный диалекты. К этому ещё добавьте большое количество переселенцев. Мы, например, акаем, чем близки к московской произносительной норме. Используем много просторечных слов: «вкупиться» - заступиться за кого-то, «глыкать» - пить, «закрестить» - запретить, «трикушки» - спортивные штаны.
Мы живём в шахтёрском крае, поэтому в нашем языке много профессионализмов. Только для названия еды, собранной с собой, используется несколько слов: «забутовка», «пайка», «тормозок». Выходы на работу шахтёры называют «упряжками», самоспасатели - «банками», отбойный молоток - «отбойником», а канатно-кресельную дорогу - мифическим словом «баба- яга».
Но в целом же лингвисты констатируют, что кузбасские диалектизмы встречаются и в соседних регионах, как приведённый классический пример с «мультифорой». Одинаково сибиряки говорят и слова «догоняшки», «фоткать», «полоротый», «пурхаться», «огребаться», «швыркать», «толчёнка» и «улка» (в значении «улица»).
- Что по языку можно сказать о личности?
- Несколько дней назад я общалась с человеком, который ничего не знал о моей профессии. В телефонных разговорах и электронной переписке я пыталась решить бытовые проблемы. Через какое-то время мой собеседник задаёт вопрос: «Вы учитель? Русский язык и литература?» Так что язык выдал мой социальный статус!
Ещё пример из педагогического опыта. Я ответила на электронное письмо студентки. В конце письма написала этикетную формулу «Всего доброго» и поставила точку. На следующий день ко мне подошла взволнованная студентка с вопросом: «За что вы на меня так наругались?» На моё удивление она возразила: «Как не ругались? Вы же в конце письма поставили точку!»
А я действительно не знала, что точка в мессенджерах - это не знак завершения предложения, а выражение сильной эмоции, агрессии. Теперь стараюсь точки в сообщениях не ставить. Но вот только выглядит это несколько искусственно. В самом тексте расставлены все знаки препинания, а в конце не стоит точка. Нельзя быть грамотным в одном месте и безграмотным - в другом.
Я каждый год в сентябре провожу со студентами-первокурсниками диктант. И если 10 лет назад меня шокировали 15-20 допущенных ими ошибок, то сейчас не удивляюсь и 40, и 50 ошибкам!
На что способна нейросеть?
- По-вашему, уйдут ли профессии корректора, журналиста, лингвиста в прошлое? Заменят ли их нейросети, которые уже могут написать текст на любую заданную тему?
- Лингвист - это специалист, который связан с изучением языка. Лингвистика сегодня занимается перспективными исследованиями, поэтому навряд ли эта профессия канет в Лету.
Корректор и журналист - специальности, которые связаны с созданием текста и его обработкой. Современные технологии позволяют и создать текст, и отредактировать его. Но любой текст, созданный программой, всегда будет оставаться искусственным. В него не заложена система распознавания различных оттенков значения, учёта аудитории или коммуникативного контекста. Поэтому, как правило, такие материалы обладают низким языковым качеством. Их искусственный характер легко осознаётся подготовленным читателем. Поэтому речи об исчезновении профессии журналиста и корректора в обозримом будущем не может идти.
С этого года вводится жёсткое правило по приёму выпускных квалификационных работ - в случае обнаружения сгенерированного текста работа возвращается студенту без комментариев научного руководителя. И поверьте, распознать искусственную подделку диплома очень легко.